Проблемы этногенеза Татарстана

В рамках теории булгаро-татарского происхождения татар ключевым моментом этногенеза татарского народа считается период существования Волжской Булгарии, когда у булгарского этноса, начавшегося складываться в Среднем Поволжье и Приуралье начиная с VIII века, сформировались основные этнокультурные особенности современных татар. По мнению сторонников теории, последующие периоды (период существования Золотой Орды, Казанского Ханства, русский период) не оказали значительных влияний на язык и культуру булгаро-татарского народа, причем, в период Казанского Ханства, булгарский ("булгаро-казанский") этнос упрочил этнокультурные особенности, характерные для домонгольского периода и сохранил их (вместе с самоназванием "булгары" [3]) до 20-х годов XX века [4].

Основы теории были заложены в 20-е годы XX века в трудах Н.Н. Фирсова, М.Г. Худякова и отражали активно внедрявшиеся в гуманитарные науки идеи марксизма в форме теории стадиальности и автохтонного происхождения народов [5]. После специальной научной сессии по происхождению казанских татар, организованной 25-26 апреля 1946 г. Отделением истории и философии АН СССР совместно с Институтом языка, литературы и истории Казанского филиала АН СССР, положения булгаро-татарской теории приобрели статус официальных:

На сессии с докладами выступили А.П. Смирнов ("К вопросу о происхождении казанских татар"), Т.А. Трофимова ("Этногенез казанских татар среднего Поволжья в свете данных антропологии"), Н.И. Воробьев ("Происхождение татар по данным этнографии"), Л.З. Заляй ("Происхождение татар Поволжья по материалам языка").

этногенез этнос татарский народ

Похожие материалы:

Ислам - консолидирующая религия татар
До конца XIX в. у волго-уральских татар доминировала конфессиональная (мусульманская) школа двух типов: начальная - мектебе и средняя - медресе, содержащаяся за счет прихожан. Их сеть была чрезвычайно широка. Они функционировали не только ...

Обряд погребения
Смерть, духа смерти ненцы представляли очень большим, у него на теле чёрные волосы, и он выглядит как человек. Его жилище – подземный чум, и он собирает у себя умерших. Со смертью у человека начинается другая жизнь, но там всё наоборот. П ...

Подвижники литературного краеведения Липецкого края
Софья Васильевна Краснова – человек одарённый не только большим умом и талантом, но редкостным качеством – притягивать к себе людей. Когда разговариваешь с выпускниками Елецкого государственного университета самых разных поколений и упоми ...