Современные проблемы Татарской Республики (Газета "Татарский Мир")

Один из мотивов - и, можно сказать, "мотор" - до крайности решительного требования такой самостоятельности сначала и до последних 2-3-х лет имел прямо и резко выраженный национальный характер: Республика Татарстан приняла на себя миссию "национального возрождения" татарского народа посредством воссоздания татарской государственности. На меньшее Казань не соглашалась. И в самом деле: другого шанса могло и не появиться, а татарский этнос русифицировался и на глазах утрачивал свою идентичность.

Определённо, татары получили в лице этнократизировавшейся Республики Татарстан действенный инструмент реализации своего права на самосохранение как этноса, на самобытность, на особенности развития. За прошедшие годы в области национального развития татары добились куда большего, чем любой другой народ России, в том числе русский. Несомненно, масштаб использования Татарстана как государственной машины, рождённая ею национальная энергетика имеют не больше и не меньше как историческое значение. Подтверждающих это фактов - множество, опровержения тщетны, мелочны, недобросовестны.

Объяснять успех Казани некой инфернальной особостью татар, наречённой великим фантазёром профессором Львом Гумилёвым "пассионарностью", - значит наводить тень на плетень. Действительная особенность - воля, умение, творческий потенциал власти Республики Татарстан. Конечно, огромную роль сыграли татарская интеллигенция и средства массовой информации, имела значение солидарность толерантной части интеллектуальной элиты России, не лишним оказался международный резонанс "казанского эксперимента". Трудно сказать, кто был дирижёром: власть ли, татарская интеллигенция, московские либералы или зарубежье. Важнее другое: национальное возрождение татар было имплантировано им "сверху", что вполне объяснимо историей этого народа. Однако воля "верхов" действительно совпала с чаяниями многих татар.

Между тем пьедестал, возводимый "верхами" без тщательно проработанных чертежей, способен оказаться для них же самих лобным местом. О том и забота дней грядущих. Но тем не менее, 30 августа 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете Республики Татарстан. Прошедший 21 марта 1992 г. референдум и принятая 6 ноября 1992 г. Конституция Республики Татарстан утвердили ее государственный статус: Республика Татарстан - суверенное демократическое государство, выражающее волю и интересы всего многонационального народа республики. Утверждены государственные символы - герб, флаг и гимн Республики Татарстан.

Похожие материалы:

Возрождение церквей и духовенства
С первых же дней оккупации возрождение церковной жизни на территории Смоленской области шло стремительно и быстро. Прежде чем приступить к описанию открытия православных храмов и возобновления в них богослужений, необходимо сказать неско ...

Культурная жизнь енисейской провинции во второй половине XIX- начале XX века
В это время признаки оживления общественно-культурной жизни Красноярска особенно рельефно проявились в сфере образования. Либеральные реформы 1860-х гг. дали ощутимый толчок для приобщения к образованию широких демократических слоев насел ...

Серпуховский Высоцкий мужской монастырь
Основан он в 1374 году Серпуховским князем Владимиром Андреевичем Храбрым по благословению преподобного Сергия Радонежского, поставившего в первые настоятели монастыря своего ученика Афанасия. Название свое "Высоцкий" получил мо ...