Роль этнокультуры в формировании личности

Страница 3

Кроме того, молодость формирующегося в Испании радикального национализма представляется исследователям наиболее тревожным фактором, обнаруживаемым при изучении воздействия этнического фактора на массовое сознание испанцев. Юношество, являясь наиболее сенситивной группой в отношении широкомасштабных исторических и государственных перемен, всегда с готовностью поддерживает доктрины, предполагающие полное погружение в идентичность (крайние формы национализма, расизма или классовой ненависти).

Идеологичность сознания молодежи, следующей внушаемым ей традициям или идеям, представляет собой один из вариантов зашиты личностной идентичности в кризисной фазе ее становления. Важнейшим же фактором, требующим инновационного раскрытия феномена этнокультурной социализации молодежи, является трансформация всех сфер общественной жизни, в том числе и социальной. Снижение уровня жизни значительной части населения, политические и экономические катаклизмы, культурный шок, утрата моральных и нравственных ориентиров - все эти факторы негативно влияют на сознание и поведение испанской молодежи, искажая и разрушая позитивные основания социализации. Происходящие в связи с этим социализационные отклонения препятствуют сохранению и воспроизводству молодежью конструктивных социальных связей и отношений, ценностей и норм. Осваивая поликультурное пространство современной Испании, молодые люди вербально признают ценность и значимость отечественной этнической истории и культуры, но на практике демонстрируют низкий уровень воспроизводства своей культуры, руководствуясь стандартами индустриальной цивилизации и западной массовой культуры.

Анализ научной литературы и социальной практики свидетельствует, что целостное исследование феномена этнической социализации молодого поколения в условиях современного испанского общества еще не ставилась и не решалась как самостоятельная научная проблема. [29]

Авторы большинства предлагаемых подходов рассматривают лишь отдельные аспекты этнокультурного развития молодежи как инкультурации личности, затрагивают не все возрастные группы молодежи, акцентируя внимание в основном на первичной социализации, не учитывают влияний позитивных и негативных факторов этнической социализации, не ставят задачей рассмотрение целостного становления этнической индивидуальности как множественной идентичности, роли социальных технологий в управлении процессом этнической социализации. Очевидно, что в меняющемся, подвижном, испытывающем давление системного кризиса социуме социальная реальность порождает новые параметры реализации этнической социализации, на основе которых формируется новая социальная практика. Она все в большей мере становится основой этносоциального воспроизводства, но не находит должного концептуального отражения в социологической науке, так же как и не достаточно разработанным является и проектирование технологий этнической социализации в системе образования. С учетом этих обстоятельств представляется важной постановка и решение следующих исследовательских задач:

осуществление анализа основных теоретических подходов и проблем этнокультурной социализации молодежи;

выявление основных структурных элементов этнокультурной социализации молодежи;

раскрытие основных тенденции в развитии этнической социализации в условиях социокультурных изменений испанского общества;

определение роли институтов воспроизводства и институтов социального конструирования этничности в процессе этнокультурной социализации молодежи;

раскрытие социокультурного потенциала принципа мультикультурализма в процессах этнокультурной социализации молодежи в региональном сообществе;

обоснование концепции этнической социализации как многомерного социального процесса. [30]

Решение таких исследовательских задач должно строиться, на мой взгляд, на следующих концептуальных принципах:

1. Этнокультурная социализация молодежи представляет собой важнейший элемент и условие социального воспроизводства общества. Этническая идентичность в условиях социальной трансформации может носить поливариативный характер. Отклонение в этнической социализации молодежи, препятствующее воспроизводству молодежью ценностно-нормативной основы общества, приводит к вероятностной дисфункциональности этнической идентичности молодежи для данной социокультурной системы (потенциал национализма, этноцентризма и т.п.). В этнической идентичности современной испанской молодежи, с точки зрения направленности этнической идентификации, можно выделить два основных типа: позитивный и негативный.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие материалы:

Городские ювелиры
Традиции ювелирного дела Рассмотрение кузнечного дела уже показало тот высокий технический уровень, которого достигло городское ремесло в древней Руси. Но подлинную виртуозность русские мастера проявили в обработке цветных и благородных ...

«Человек один раз рождается, один раз женится, один раз умирает»- говорят болгары
На мой взгляд, эта пословица в полной мере отражает отношение болгар к браку и семейной жизни. Взгляды народа на женитьбу ясны и категоричны: «Женитьба дана от Бога». Люди не могут представить себе, чтобы мужчина или женщина по своему жел ...

Теоретические модели этногенеза
Все многообразие подходов сводится по существу к нескольким теоретическим моделям: эволюционизму, примордиализму, функционализму, конструктивизму, инструментализму, социологизму, диффузионизму. 1) Примордиализм (теория эволюционизма) — э ...