Роль этнокультуры в формировании личности
Кроме того, молодость формирующегося в Испании радикального национализма представляется исследователям наиболее тревожным фактором, обнаруживаемым при изучении воздействия этнического фактора на массовое сознание испанцев. Юношество, являясь наиболее сенситивной группой в отношении широкомасштабных исторических и государственных перемен, всегда с готовностью поддерживает доктрины, предполагающие полное погружение в идентичность (крайние формы национализма, расизма или классовой ненависти). Простынь на резинке купить простыни.
Идеологичность сознания молодежи, следующей внушаемым ей традициям или идеям, представляет собой один из вариантов зашиты личностной идентичности в кризисной фазе ее становления. Важнейшим же фактором, требующим инновационного раскрытия феномена этнокультурной социализации молодежи, является трансформация всех сфер общественной жизни, в том числе и социальной. Снижение уровня жизни значительной части населения, политические и экономические катаклизмы, культурный шок, утрата моральных и нравственных ориентиров - все эти факторы негативно влияют на сознание и поведение испанской молодежи, искажая и разрушая позитивные основания социализации. Происходящие в связи с этим социализационные отклонения препятствуют сохранению и воспроизводству молодежью конструктивных социальных связей и отношений, ценностей и норм. Осваивая поликультурное пространство современной Испании, молодые люди вербально признают ценность и значимость отечественной этнической истории и культуры, но на практике демонстрируют низкий уровень воспроизводства своей культуры, руководствуясь стандартами индустриальной цивилизации и западной массовой культуры.
Анализ научной литературы и социальной практики свидетельствует, что целостное исследование феномена этнической социализации молодого поколения в условиях современного испанского общества еще не ставилась и не решалась как самостоятельная научная проблема. [29]
Авторы большинства предлагаемых подходов рассматривают лишь отдельные аспекты этнокультурного развития молодежи как инкультурации личности, затрагивают не все возрастные группы молодежи, акцентируя внимание в основном на первичной социализации, не учитывают влияний позитивных и негативных факторов этнической социализации, не ставят задачей рассмотрение целостного становления этнической индивидуальности как множественной идентичности, роли социальных технологий в управлении процессом этнической социализации. Очевидно, что в меняющемся, подвижном, испытывающем давление системного кризиса социуме социальная реальность порождает новые параметры реализации этнической социализации, на основе которых формируется новая социальная практика. Она все в большей мере становится основой этносоциального воспроизводства, но не находит должного концептуального отражения в социологической науке, так же как и не достаточно разработанным является и проектирование технологий этнической социализации в системе образования. С учетом этих обстоятельств представляется важной постановка и решение следующих исследовательских задач:
осуществление анализа основных теоретических подходов и проблем этнокультурной социализации молодежи;
выявление основных структурных элементов этнокультурной социализации молодежи;
раскрытие основных тенденции в развитии этнической социализации в условиях социокультурных изменений испанского общества;
определение роли институтов воспроизводства и институтов социального конструирования этничности в процессе этнокультурной социализации молодежи;
раскрытие социокультурного потенциала принципа мультикультурализма в процессах этнокультурной социализации молодежи в региональном сообществе;
обоснование концепции этнической социализации как многомерного социального процесса. [30]
Решение таких исследовательских задач должно строиться, на мой взгляд, на следующих концептуальных принципах:
1. Этнокультурная социализация молодежи представляет собой важнейший элемент и условие социального воспроизводства общества. Этническая идентичность в условиях социальной трансформации может носить поливариативный характер. Отклонение в этнической социализации молодежи, препятствующее воспроизводству молодежью ценностно-нормативной основы общества, приводит к вероятностной дисфункциональности этнической идентичности молодежи для данной социокультурной системы (потенциал национализма, этноцентризма и т.п.). В этнической идентичности современной испанской молодежи, с точки зрения направленности этнической идентификации, можно выделить два основных типа: позитивный и негативный.
Похожие материалы:
Астраханский поэт Мажлис Утежанов
«Я – русский казах» - так гордо писал о себе в стихах наш земляк, поэт и прозаик Мажлис Утежанов.
6 сентября ему бы исполнилось 70 лет. (1935-1998). Он родился в селе Алтынжар Володарского района. Первые стихи начал писать рано, еще в ш ...
Развитие капитализма – толчок в развитии
промышленности
Отмена крепостного права в 1861 году дала могучий толчок развитию капиталистических отношений в стране. Распространение капитализма вширь захватывало новые районы, в том числе и Сибирь, вовлекая их в общероссийские исторические процессы. ...
Межкультурный диалог в поле диаспор
Важнейшей отличительной характеристикой Ставропольского края как субъекта Северо-Кавказского региона является бытование (при наличии основной массы русского населения) множества переселенческих этнических групп. История становления этносф ...