Роль этнокультуры в формировании личности

Страница 3

Кроме того, молодость формирующегося в Испании радикального национализма представляется исследователям наиболее тревожным фактором, обнаруживаемым при изучении воздействия этнического фактора на массовое сознание испанцев. Юношество, являясь наиболее сенситивной группой в отношении широкомасштабных исторических и государственных перемен, всегда с готовностью поддерживает доктрины, предполагающие полное погружение в идентичность (крайние формы национализма, расизма или классовой ненависти).

Идеологичность сознания молодежи, следующей внушаемым ей традициям или идеям, представляет собой один из вариантов зашиты личностной идентичности в кризисной фазе ее становления. Важнейшим же фактором, требующим инновационного раскрытия феномена этнокультурной социализации молодежи, является трансформация всех сфер общественной жизни, в том числе и социальной. Снижение уровня жизни значительной части населения, политические и экономические катаклизмы, культурный шок, утрата моральных и нравственных ориентиров - все эти факторы негативно влияют на сознание и поведение испанской молодежи, искажая и разрушая позитивные основания социализации. Происходящие в связи с этим социализационные отклонения препятствуют сохранению и воспроизводству молодежью конструктивных социальных связей и отношений, ценностей и норм. Осваивая поликультурное пространство современной Испании, молодые люди вербально признают ценность и значимость отечественной этнической истории и культуры, но на практике демонстрируют низкий уровень воспроизводства своей культуры, руководствуясь стандартами индустриальной цивилизации и западной массовой культуры.

Анализ научной литературы и социальной практики свидетельствует, что целостное исследование феномена этнической социализации молодого поколения в условиях современного испанского общества еще не ставилась и не решалась как самостоятельная научная проблема. [29]

Авторы большинства предлагаемых подходов рассматривают лишь отдельные аспекты этнокультурного развития молодежи как инкультурации личности, затрагивают не все возрастные группы молодежи, акцентируя внимание в основном на первичной социализации, не учитывают влияний позитивных и негативных факторов этнической социализации, не ставят задачей рассмотрение целостного становления этнической индивидуальности как множественной идентичности, роли социальных технологий в управлении процессом этнической социализации. Очевидно, что в меняющемся, подвижном, испытывающем давление системного кризиса социуме социальная реальность порождает новые параметры реализации этнической социализации, на основе которых формируется новая социальная практика. Она все в большей мере становится основой этносоциального воспроизводства, но не находит должного концептуального отражения в социологической науке, так же как и не достаточно разработанным является и проектирование технологий этнической социализации в системе образования. С учетом этих обстоятельств представляется важной постановка и решение следующих исследовательских задач:

осуществление анализа основных теоретических подходов и проблем этнокультурной социализации молодежи;

выявление основных структурных элементов этнокультурной социализации молодежи;

раскрытие основных тенденции в развитии этнической социализации в условиях социокультурных изменений испанского общества;

определение роли институтов воспроизводства и институтов социального конструирования этничности в процессе этнокультурной социализации молодежи;

раскрытие социокультурного потенциала принципа мультикультурализма в процессах этнокультурной социализации молодежи в региональном сообществе;

обоснование концепции этнической социализации как многомерного социального процесса. [30]

Решение таких исследовательских задач должно строиться, на мой взгляд, на следующих концептуальных принципах:

1. Этнокультурная социализация молодежи представляет собой важнейший элемент и условие социального воспроизводства общества. Этническая идентичность в условиях социальной трансформации может носить поливариативный характер. Отклонение в этнической социализации молодежи, препятствующее воспроизводству молодежью ценностно-нормативной основы общества, приводит к вероятностной дисфункциональности этнической идентичности молодежи для данной социокультурной системы (потенциал национализма, этноцентризма и т.п.). В этнической идентичности современной испанской молодежи, с точки зрения направленности этнической идентификации, можно выделить два основных типа: позитивный и негативный.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие материалы:

Гипотеза о куманском (кыпчакском) происхождении гагаузов
В своих ранних научных исследованиях одним их первых этой гипотезы стал придерживаться видный чешский историк Константин Иречек. В более поздней своей работе «Das Fiirstenthum Bulgarien« (Prag - Wien - Leipzig, 1891, s. 144-150) автор вы ...

История Крыма
Молчат гробницы, мумии и кости,— Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена. И. Бунин История Крыма — это сплетение Востока и Запада, история греков и Золотой Орды, татар и запорожцев, церкви пер ...

Никольский Собор г. Серпухова
Среди памятников архитектуры позднего классицизма в городе Серпухове храм Николы Белого, занимает, бесспорно, первое место, как по художественным достоинствам, так и по своему градостроительному значению (он служит главной высотной домина ...