Роль этнокультуры в формировании личности

Страница 1

Образование в современном мире становится все более функциональным по своей сути. При этом конечный результат должен быть обращен к главной цели - гуманизации всего общества, что в современных условиях, безусловно, возможно только через возрождение этнокультуры в системе образования вообще и гуманитарного образования в частности. Интерес к проблемам этнокультуры в образовании обусловлен наличием этносов, претендующих на право выражения своей культурной самобытности и испытывающих особые потребности в связи с социальной и экономической интеграцией современного общества. Многим видится опасность в том, что стирание границ между государствами, в конечном счете, приведет к исчезновению специфики культурного наследия народов, населяющих различные регионы планеты. В связи с этим образование ставит своей задачей формирование человека, который обладает "глобальным видением" мировых процессов, но в тоже время является носителем определенной этнокультуры. Существующая сегодня тенденция на модернизацию, стилизацию предметов этнокультуры, историко-культурных ценностей ставит под угрозу сохранение того, к сожалению, немногого традиционного, что еще есть в культуре народов. Не осознавать этого, значит, равнодушно наблюдать исчезновение этнокультуры, за ней языка, а затем и самого народа. В этой связи возрастает необходимость культурного возрождения народов, этнокультурных ценностей и на их основе национального самосознания.

Современная образовательная деятельность невозможна без создания в ней условий для развития у человека культуры, способного приобщаться к традициям и ценностям предков, стремящегося сохранить свою самобытность, уникальную этнокультуру. Основанием для этого является Декларация прав ребенка (ст.29), выдвигающая в качестве обязательного условия "воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает". Диалог культур помогает лучше понять родную культуру, культуру другого народа, способствует формированию культуры межнационального общения.

Концепция двенадцатилетнего образования определяет главной целью формирование и развитие высокообразованной творческой личности способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к саморазвитию, самовыражению и максимальной самореализации, как в своих собственных интересах, так и в интересах общества. На классных часах учащиеся размышляют о том, кем быть, когда вырастишь, как найти свой путь, какую профессию выбрать. В дискуссиях о качествах делового человека, плюсах и минусах предлагаемых рынком труда профессий, при защите своих мини-проектах учащиеся доказывают, что профессиональное самоопределение не должно происходить спонтанно. Это процесс и результат сознательного и самостоятельного выбора профессии (профиля обучения в двенадцатилетней школе), который планируется и осуществляется поэтапно с первой ступени обучения и до выпуска из школы, и в его основе лежит триединый принцип "хочу - могу - надо"[26].

В настоящее время количество информации, получаемой ребенком из различных средств массовой информации (СМИ) стало существенно превышать объемом знаний, предлагаемых школой. Интенсивность воздействия на ребёнка сегодня значительна: СМИ не только информируют современного человека о состоянии мира, воспитывают, обучают, развлекают, но и достаточно сильно изменяют весь стиль его мышления, мировосприятия и тип культуры. Недаром СМИ считаются мощным каналом агитационного и пропагандистского воздействия, имеющим колоссальное значение в современных условиях для воспитания населения. Особенно сильно влияние СМИ на формирующуюся личность, на ребенка, который оказывается под "ударом" множества информационных потоков.

Именно поэтому ко многим задачам современной школы, сегодня добавилась еще одна - развитие информационно - аналитической деятельности школьников и формирование личности на основе этнокультурных ценностей в системе 12-летнего образования. Достаточное развитие информационных умений позволит учащимся объективно воспринимать информацию из различных источников, прежде всего с экрана, оценивать ее качество, проявлять избирательность при ее потреблении, "вписывать" сведения, которые несут СМИ, в те знания, которые дает школа, критически относиться к любой информации, понять сущность понятий, этнопедагогика,” ,,этнокультурное воспитание,’’ ,,поликультурное образование.’’ Таким образом, проблема развития информационно-аналитической деятельности школьников и воспитание поликультурной личности, является одной из главных задач обучения современной школы. Мир новейших информационных технологий занимает всё большее место в нашей жизни. Использование их на уроках английского языка, предметных внеклассных мероприятиях, повышает мотивацию и познавательную активность учащихся, расширяет их кругозор и позволяет применить личностно-ориентированную технологию интерактивного обучения, то есть обучение во взаимодействии, даёт возможность организовать работу творческих групп с полиэтническим составом. [27]

Страницы: 1 2 3 4

Похожие материалы:

Крепостная интеллигенция
К Черепановым старший наследник — Павел Николаевич Демидов отнесся довольно снисходительно, он помнил покровительственное отношение родителя к заводским механикам. Поскольку еще отец разрешил постройку второй машины для Медного рудника, т ...

Символ Уэльса
Относительно эмблемы Уэльса нет единого мнения, что предпочесть - нарцисс или лук-порей. Жители Уэльса, независимо от того, где живут, празднуют день Святого Давида и носят на одежде лук-порей или нарцисс. Для жителей Уэльса эмблема их с ...

Коллективизация
Осенью 1929 года актив М-Александровского совета проводил хлебозаготовку и работу по вовлечению крестьян в колхоз. Одновременно проводилась ликвидация кулачества как класса. Сначала вступили в колхоз активисты, затем постепенно записывали ...