История города Симбирск

Страница 1

10 февраля 1648 года, царь Алексей Михайлович "указал, и бояре приговорили" отправиться оружейничему Богдану Матвеевичу Хитрово в понизовые города для охраны русской границы от нагайских татар и "для строения новых городов и засечных крепостей от реки Барыша до реки Волги". Это распоряжение Московского правительства и вызвало основание Симбирска и нескольких других городов.

В 1648 г. при строительстве Синбирской засечной черты основан город Синбирск как её начальный пункт.

Название черты и города по расположению в местности Синбирские горы, получившие название от Синбирского городища (20 км к югу на левом берегу Волги).

В 1652 году город был вполне отстроен. Главная часть города имела форму правильного четырехугольника и была обнесена бревенчатою стеною, по углам и сторонам которой возвышались башни, а кругом стены шел глубокий ров. Эта часть города называлась "кремлем", "крепостью", "рубленым городом". Она находилась на "венце" Симбирской горы и имела по 200 сажен в длину и ширину. В кремле помещались все тогдашние присутственные места: воеводский двор, приказная изба, черная земляная изба (заведовавшая работами по постройке земляного вала от Симбирска до Карсуна) и др. На самой средине города стоял Троицкий собор. Севернее его помещались гостиные ряды и хлебные амбары, а между ними дворы и часовни Успенского монастыря, который был построен под горою. К западной стене города примыкал Спасский женский монастырь. В кремле жили воевода, дворяне, боярские дети и другие служилые люди. Вокруг рубленого города расположился посад, также обнесенный валом со стеною и рвом. В восточной части посада, в полугоре к Волге, находилась его укрепленная часть — "острог". Вблизи посада скоро образовались слободы, заселенные сначала людьми, переведенными сюда из других местностей для постройки города, равно как и ранее жившими под горою переселенцами, а затем — торговцами и промышленниками, а также военными разных наименований.

Царь Алексей Михайлович внимательно следил за постройкою города Симбирска и заботился о духовных потребностях его населения. Так, по его указу "прислано из Москвы в Синбирск в соборную церковь: книга Кормчая, Ефрем Сирин, часосолов, потребник, служебник, псалтирь малая, канонник, ризы праздничные камчатные, стихарь подризный, патрахель да поручи, атлас золотой, пояс шелковый, да три колокола — весу в них 12 пудов". Для обеспечения средств к жизни правительство наделило жителей города Симбирска усадебною и полевою землею, а также сенными покосами и рыбными ловлями на реке Волге. В Симбирске сосредоточивалось управление целым Симбирским уездом. Во главе управления стоял воевода, подчиненный приказу Казанского дворца. Воевода был окружен военным сословием — дворянами, детьми боярскими, иноземцами; при нем служили стрелецкие головы, ротмистры, подпрапорщики, капралы, сержанты, солдаты, стрельцы, пушкари и т.д. Вторым лицом после воеводы был губной староста, ведавший уголовные дела и выбиравшийся "всех чинов людьми". Затем следуют дьяки, подъячие — сборщики окладных и неокладных сборов и т.п. На мирской службе главным лицом был головной староста с помощниками, земскими старостами, целовальниками и ларешниками. Они заведовали раскладкою податей по городу и уезду и другими мирскими делами. Мир состоял из тяглых людей, прикрепленных к городу плательщиков разных даней и оброков, они же строили и чинили крепость и мосты. Расположенный на горе при реке Волге, окруженный крепкими стенами со значительным гарнизоном вновь построенный город представлял собою одну из важнейших крепостей в Поволжье.

Страницы: 1 2 3

Похожие материалы:

Cпецифика этнических конфликтов и их причины
Современное человечество представляет собой довольно сложную этническую систему, включающую в себя несколько тысяч различного рода этнических общностей (наций, народностей, племен, этнических групп и т.п.). При этом все они отличаются дру ...

Обед с богами
О феномене марийского язычества заговорили еще более 20 лет назад. Этнографы признаются, что только один национальный народ в России смог практически полностью сохранить свои корни, быт, культуру и даже религию – и это марийцы. Один из с ...

Мифология адыгов
В адыгской мифологии основные сюжеты и мотивы, образы и пред-ставления которой вобрал в себя нартский эпос, имеются определенные представления о космогонии. Отражение их носит своеобразный характер. Если во многих мифологиях конкретные ак ...