Культура современного Красноярского края
Выделенный из Восточно-Сибирского края, Красноярский край был образован 7 декабря 1934 года. В первые годы самостоятельного развития Красноярского края возникли новые культурные организации и связи. Например, в 1937 году создан краевой Дом народного творчества, который стал организационно-методическим центром культурной жизни для всего края, и как руководящий (методический) для Хакасского областного, Таймырского и Эвенкийского округов.
В 1940 году в крае уже насчитывалось 1762 клубных учреждения всех ведомств. В художественной самодеятельности занималось 22,5 тысячи человек. Дом народного творчества готовил и рассылал по районам методические письма, репертуарные рекомендации, проводил первые олимпиады художественной самодеятельности. В эти годы в первый раз были организованы курсы повышения квалификации руководителей клубных кружков. В годы войны основная работа была направлена на организацию концертов художественной самодеятельности для тружеников тыла, военнослужащих и фронтовиков, лечившихся от ран в госпиталях. «Все для фронта, все для Победы» ‑ этот призыв воодушевлял и народное творчество края. В 50-е годы в крае разворачивается активное строительство клубов и Домов культуры, особенно при крупных предприятиях: «Красмаш», «Сибтяжмаш», «Красцветмет». Руководство их деятельностью проводило созданное краевое управление культуры, направляя репертуар для большого числа крупных производственно-профсоюзных клубов, домов и дворцов культуры.
В 1957 году хакасский ансамбль песни и танца «Жарки» принял участие во Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве. В 1959 году принято решение о присвоении лучшим самодеятельным коллективам звания «народный». Первыми в крае его удостаиваются Енисейский, Ужурский и Уярский народные театры, ставшие методической базой для развития театральной самодеятельности в крае. В эти же годы плодотворно работает образованная в 1942 г. секция композиторов-любителей. Педагог краевого музыкального училища, хормейстер, композитор Д. С. Можин организовал народную филармонию, объединившую лучшие коллективы художественной самодеятельности Красноярска. Один из таких коллективов - народный хор под руководством хормейстера К. М. Скопцова — представлял Красноярский край в 1963 г. на ВДНХ, выступал с концертами в парках культуры и отдыха столицы, встречался с коллективами заводов и фабрик.
В это же время стали выпускаться первые репертуарные сборники народных танцев и песен Красноярского края (редактор-составитель Н. А. Олофинский — директор Дома народного творчества в 50-х годах).
Участие художественной самодеятельности Красноярского края во Всероссийских и Всесоюзных смотрах и фестивалях, посвященных 50-летию Советской власти, 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, 50-летию образования СССР продемонстрировало коренные положительные изменения в народном творчестве Красноярья. Так, на зональных выступлениях в гг. Новосибирске и Иркутске творческая программа края была отмечена наибольшим количеством лауреатских дипломов Всероссийского значения.
В 1967г. творческая делегация края в количестве 60 человек выступала в заключительном концерте в Кремлевском Дворце съездов в Москве. Этой чести удостоились народные ансамбли песни и танца «Хэйро» (Таймыр), «Осиктакан» (Эвенкия), исполнители хакасских песен В. Чаптыков, К. Сунчугашева и исполнитель русских и украинских песен А. Я. Ярошенко, директор Большеуринского совхоза Канского района, которому впоследствии было присвоено звание заслуженного работника культуры РСФСР - за создание народного хора в совхозе, личное участие в нем и за вклад в культурное строительство на селе.
Похожие материалы:
Ориентиры ценностей
Золотые ворота.
Золотые Ворота принадлежат к числу уникальных исто-рико-архитектурных и военно-инженерных памятников Руси. Они построены в 1164
году в качестве главных ворот столицы могучего Владимиро-Суздальского княжества. Если вспомн ...
Взаимоотношение светской и церковной власти в XX в. – в начале XXI в.
храмовой строительство тагил
После революции начинается массовое закрытие церквей. Каждый год уничтожались сотни памятников архитектуры, многие из которых - свидетели – исторических событий прошлого. Особый всплеск закрытия храмов пришел ...
Критика теории пассионарнарности
этнос исторический пассионарность исторический
В 1989 году теория пассионарности стала известна широкой публики после публикации монографии Л.Гумилева.
С одной стороны, она тут же стала неотъемлемой частью современной истории и социолог ...