Гипотеза о болгарском происхождении гагаузов

Страница 1

Ее приверженцы (И. Градешлиев и другие) считают, что использование термина «гагаузы» в значении самостоятельного этнонима (названия народа) ошибочно и «полностью расходится с действительностью». Отуреченными болгарами гагаузов считал и молдавский историк И. И. Мещерюк, сделавший очень многое для изучения истории бессарабских болгар и гагаузов. И современный молдавский исследователь болгарского происхождения Д. Гургуров пытается доказать, что гагаузы - это болгары.

Болгарский историк Д. Ангелов, изучивший песенное творчество гагаузов области Варна, утверждает, что «не имеется никаких оснований поддерживать тезис о длительном сохранении печенегов, узов и кыпчаков (половцев, куманов) как самостоятельных этносов на болгарских землях во времена Средневековья». Автор также называет гагаузов болгарами, «по различным причинам потерявшими свой материнский язык, но сохранившими свою христианскую религию». Так ли это?

Отнюдь нет. Во-первых, никто из приверженцев гипотезы о болгарском происхождении гагаузов не раскрывает причины: почему «эти болгары потеряли свой материнский язык и стали использовать турецкий язык?». Возникает встречный вопрос: почему не «отуречивались» болгары, проживавшие на тех территориях Болгарии, которые были захвачены османами в самые первые годы их вторжения на Балканский полуостров?

Заметим, что первый набег на Болгарию османские отряды совершили в 1352 году. В 1361 году янычары подняли османское знамя над Эдирне (Адрианополь). Немного позже и Пловдив был оккупирован османами и стал называться Филибе. К1364 году большая часть владений Болгарии во Фракии была окончательно потеряна. Для «отуречивания» болгар в этих местах у завоевателей было больше времени. Да и желания у них должно было быть гораздо сильнее. Но тогда в этих районах этого не произошло. Почему?

Султаны в принципе придерживались иной тактики. Они переселяли из Малой Азии (Анатолии) в захваченные районы Балкан тюркское население, миграция которого в одну сторону продолжалась довольно долго. Среди мигрантов были выходцы из разных тюркских племен. Турки женились на болгарских девушках. Цель? Укрепить турецкий элемент в болгарском обществе. Добавим, что «невступившие на истинный путь» (непринявшие ислам) не могли жениться на турчанках.

Османы довольно лояльно относились к другим религиям и языкам других народов. Они не смешивались с покоренными народами Европы. Османы не усваивали от них пороков и не передавали им своих. Христиане - подданные османского государства, жившие в нем, назывались арабским словом зимми. Зимми подчинялись исламскому праву, а вместо исполнения военной службы обязаны были платить подушный налог - джизью. В ответ на это османское государство брало под защиту их жизнь и имущество и позволяло им жить в соответствии с их верой.

После завоевания (29 мая 1453 г.) Константинополя специальное внимание было уделено правовому положению зимми. Султан Мехмед II Фатих (Завоеватель) первым делом назначил Геннадия Схолария патриархом греко-православной церкви. За немусульманами признавалась свобода веры и убеждения. Гарантировалось, что у зимми не будут отобраны церкви. Подтверждалось, что они не будут превращены в мечети. Османские власти гарантировали невмешательство в обряды немусульман. Они гарантировали также, что ни один немусульманин не будет обращен в мусульманина, отмечает известный турецкий историк I. Н. Uzunarili в своей работе «Osmanli Tarihi», Ankara, 1983, cilt 11, s. 7-8.

Принадлежавшие к одной религии и компактно проживавшие группы нетюркского населения, в общем-то, вели автономную жизнь. Эти группы назывались мицлетами. Понятие миллет (община) употреблялось совсем в ином смысле, по сравнению с нынешним восприятием слова «нация». Миллеты были признаны и поддержаны османским государством. Сначала был организован Рум миллети (греческая община), куда вошли все православные - греки, болгары, сербы, румыны, даже православные арабы-христиане. Позже появились иудейский и армянский миллеты. Ведущие религиозные деятели миллетов (миллетбаши) управляли своими общинами в качестве их духовных и юридических руководителей и представляли их интересы в османском государстве. Во времена султана Баязида II в Стамбуле было предоставлено убежище евреям, бежавшим от гнета и резни в Испании. Османы сознательно отказались от политики насильственной исламизации немусульманского населения.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие материалы:

Использование краеведческой библиографии
В настоящее время краеведческие знания и соответственно краеведческая литература как носитель этих знаний начинают все сильнее выполнять помимо традиционных функций функции экологические, научные, производственные. Поэтому возникает потре ...

Общая характеристика источников
В работе использовались рукописные и печатные памятники делового содержания XVII в., хранящиеся в филиале Тобольского государственного архива Тюменской области. Для анализа были взяты следующие источники: I. Дозорная книга 1624 г.; II. ...

Русский фольклор: понятие и сущность
Фольклор (англ. folklore- народная мудрость) – это обозначение художественной деятельности народных масс, или устного народного творчества, возникшего еще в дописьменный период. Этот термин впервые был введен в научный обиход английским а ...