Пушкин на Южном Урале

Страница 1

урал пушкин краеведческий

Главной целью классного часа является, используя историко-художественный потенциал региона, создать условия для формирования национального самоопределения личности, дать историко-культурный портрет Южного Урала на местном художественно-краеведческом материале. Эта цель может быть достигнута посредством решения основных задач:

§ обогатить знания по истории художественной культуры Южного Урала;

§ сформировать историко-художественную систему ценностей личности и ее ориентацию в культурологическом материале региона;

§ организовать живое общение с художественным наследием региона, обогатив духовный мир школьника опытом поколений.

Ожидаемый результат: учащиеся должны представлять художественную культуру своего края и всей страны как единый, целостный процесс. Должны знать традиции, культурные достижения, особенности жизни не только своей страны, но и своего края.

Ребята! Вы часто ходите в походы по родному краю. И потому вам будет легко представить

Осень. Вы сидите на берегу озера Тургояк и любуетесь окружающей вас природой. Что может быть лучше светлого озера, когда оно все из края в край курится радужным туманом? А за озером синей стеной поднимаются горы. На вдающемся в озеро мысу мохнатой шапкой стоит сосновый бор. А чуть ниже скала – памятник, сотворенный самой природой, называется «Пушкин на Тургояке». Есть на Тургояке Пугачевская гора и речка Пугачевка.

По легенде, здесь, рядом на озере Инышко, покоится золото, сброшенное пугачевцами. А сколько еще легенд написано о Пугачеве? Пушкину хватило бы написать еще не одну книгу о Пугачеве. Местный поэт А. Подогов написал стихи «Пушкин на Урале».

Когда поэт для книги

собирал

Народные предания

по крохе,

Исколесив в пролетке

Весь Урал,

Чтобы постичь дыхание эпохи,

Не мог не заглянуть он

в Златоуст,

Не посидеть на солнечной

поляне,

Послушать сказы

из работных уст

О строгом, справедливом

Емельяне.

Оставив слева горный

перевал

И углубившись в дебри

вековые,

Мятежный Пушкин

с критикой взирал

На волны тургоякские

живые.

Пушкина на Урале всегда помнили и помнят.

В Челябинске установлен памятник великому поэту. Трудно, наверное, найти населенный пункт, где нет улицы имени Пушкина. Есть она и в Челябинске, и в Чебаркуле.

Южный Урал в жизни Пушкина занимает особое место. Он стремился сюда с тех пор, как возник у него план написать исторический очерк о Пугачеве.

«Я прочел со вниманием все, что было напечатано о Пугачеве, и сверх того 18 толстых томов…разных рукописей, указов, донесений…»,- писал Александр Пушкин. Великий поэт не ограничился изучением архивных материалов в столицах, хотелось самому познакомиться с местами, где проходили события крестьянской войны, встретиться с местными старожилами – очевидцами тех событий.

Новейшие специальные исследования доказали, что поэт действительно досконально знаком с литературой о Пугачеве. Считают, что у него уже 80% материала о Пугачеве было собрано.

К маю 1833 года большая часть «Истории Пугачева» была написана вчерне еще в Петербурге. Приходится только удивляться его трудолюбию, его настойчивости совершить такую трудную поездку. Пушкину предстояло проехать на лошадях около 3000 верст. В подорожном листе, документе для получения почтовых лошадей указывалось, какого класса чиновник. Он был чиновник 10-го класса. По тогдашнему табелю о рангах Пушкин имел право получать по такому листу три лошади. Много это или мало? Для сравнения: особам 1-го класса полагалось 20 лошадей; митрополитам, действительным тайным советникам и другим особам 2-го класса – 15; майорам, коллежским асессорам, сенатским протоколистам и всем чинам, состоящим в 8 классе, четыре.

Иными словами, по тогдашней дорожной «епархии» первый поэт России не дотянул даже до сенатского протоколиста. Пушкин мог получить лишних лошадей за дополнительную плату. Автор «Истории Пугачева» хотел все видеть своими глазами, все слышать своими ушами. Он планировал за четыре месяца полностью повторить путь армии Е.И. Пугачева, побывать везде, где прозвенела сабля народного вождя. Выписал он, в частности, подорожную, чтобы побывать в крепостях Верхнеяицкой (нынешний Верзнеуральск) и Чебаркульской, на Саткинском заводе. Однако царское правительство, и без того встревоженное поездкой мятежного поэта по мятежным местам, завернуло его с полдороги назад. Поездка отняла у него три месяца и три дня. Пушкина сопровождал в поездке его денщик Гавриил. Он часто его раздражал. Не нравилось Пушкину, когда он при людях называл его графом или генералом. Гавриил целыми днями ел, хотя был очень худой, но особенно любил выпить. Один раз в пути после очередной выпивки так разболтался, что Пушкин никак не мог его успокоить. Тогда Пушкин решил его проучить: высадил из кареты. Каково было удивление Пушкина, когда он приехал в село и у постоялого двора увидел…его. Оказывается, по дороге его подобрала следующая за ними карета и обогнала на другой дороге. «Везет же дуракам!» -засмеялся Пушкин.

Страницы: 1 2

Похожие материалы:

Ландшафтно-топографическая и топографо-климатическая характеристика местообитания манси в XVIII-XX веках
Первоначально очертим современные границы распространения манси в XVIII-XX вв., когда достоверно известно, что подразумевается под термином «манси». В русских документах XVI века манси перечислены по рекам Чусовая, Тагил, Нейва, Кокуй, Б ...

Подвижники литературного краеведения Липецкого края
Софья Васильевна Краснова – человек одарённый не только большим умом и талантом, но редкостным качеством – притягивать к себе людей. Когда разговариваешь с выпускниками Елецкого государственного университета самых разных поколений и упоми ...

Строительство Забайкальской железной дороги. Основные даты
Впервые идея строительства железной дороги через Сибирь была выдвинута в 1837 году инженером Михаилом Богдановым, проводившим изыскания сухопутного тракта от Иркутска до Кяхты. Она «дозревала» почти полвека. Сначала был разработан ряд про ...