Гипотеза о болгарском происхождении гагаузов

Страница 3

Аналогичную политику власти Османской империи проводили и в Молдове, Валахии, в других частях Европы. Исторические документы подтверждают, что в турецко-фанариотский период сохранился специальный статус Молдавского княжества. Его территория не была включена в состав Османской империи. Молдавский исследователь В. Степанюк пишет: «Оттоманская Порта, ее сановники не вмешивались в конфессиональную и национально-культурную жизнь молдаван. Османы не навязывали свою мусульманскую веру, не пытались переименовать население Молдовы, насаждать в ней свои традиции, язык». Далее автор книги «Государственность молдавского народа» (Кишинев, 2006, с. 107) подчеркивает: «Кажется поразительным, но, будучи под османским господством, Молдова была подвергнута массированной эллинизации. Греческий язык, нравы, греко-фанариотские одеяния заметно повлияли на молдавский язык, на местные традиции. С середины XVIII века Молдавская православная церковь «де-факто» стала филиалом греческой».

И в области языковой политики среди покоренных народов османские власти вели себя сдержанно. Даже если бы они хотели официально отуречить их, из этого ничего путного не вышло бы. На то были объективные причины. В самой Османской империи население было сплошь неграмотным. Грамотных, особенно в начале оккупации балканских регионов, султаны «импортировали» из других стран. Спрашивается, в этих условиях, кто мог вести активную политику по отуречиванию народов балканских стран?! гагауз болгарин этнос тюркский

Добавим, что до 1928 г. турки пользовались арабской вязью, которая была серьезным тормозом даже в республиканской Турции. И после оккупации (1394-1396 гг.) Добруджи османами, где жила основная масса гагаузского этноса, гагаузы ходили в греческие церкви и школы, долгое время пользовались греческим алфавитом. В покоренных османами странах Балканского полуострова турецкий язык и ислам добровольно принимала лишь часть аристократии, переходившей без насилия на службу к туркам. Это касалось особенно тех лиц, которые хотели связать свою судьбу с военной службой в османской армии.

Русский исследователь В. А. Мошков в своей работе «Гагаузы Бендерского уезда» (Кишинев, 2004, с.13) считает, что турки могли насильно навязать свой язык болгарам, если бы их численность во много раз превосходила численность болгар, если бы к услугам турок было всеобщее обязательное обучение всех болгар на турецком языке. Ни тем, ни другим турки, однако, не располагали. Их численность, по сравнению с численностью покоренных народов, была совершенно ничтожна. Поэтому, заключает автор, «гипотеза о болгарском происхождении гагаузов должна быть оставлена, как не выдержавшая серьезной критики». В. А. Мошков отмечает, что «разговорный язык гагаузов близок к турецкому языку, но турецкая письменность им неизвестна. Собственного богослужения языка гагаузы также не имели. В их церквях служили либо по-болгарски, либо по-гречески. Школьным языком был болгарский или греческий, пишет автор (с. 7).

Противниками теории о «славянском происхождении» (отуречивание болгар) гагаузов являются и многие болгарские историки. Среди них и Г. Атанасов («Още веднъж за этногенезиса на гагаузите», 1996, т. 5, с. 31-34). Он пишет: «Теория о том, что гагаузы являются болгарами, потерявшими свой язык, но сохранившими после турецкого нашествия свою религию, абсурдна. Сутью политики османского правительства были только изменение религии, а отнюдь не языка и обычаев того или иного народа, покоренными турками».

Некоторые болгарские исследователи утверждают, что в слове «гагаузы» содержится смысл «прозвища». К ним относится и И. Градешлиев («Гагаузы», Одесса, 1998, с.5). Но разве это лишает права гагаузов именоваться самостоятельным этносом? Кстати, и болгар некоторые народы называют «туканами», а украинцев - хохлами. Но они не перестают быть народами - болгарским и украинским. Из истории, например, известно, что в далекую старину многие на Руси в понятие «немцы» вкладывали смысл «немые».

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие материалы:

Спасо-Преображенский монастырь
В черте Белого города находился один монастырь - Спасо-Преображенский. Монастырь был основан в 1597 году и считался одним из богатейших в Астрахани. Жалованные грамоты XVII века свидетельствуют, что многие пригородные воды принадлежали мо ...

Занятия, быт
Древние профессии караев: садоводство, виноградарство, скотоводство, военное дело, извоз, ремесла, мелкая торговля. Как и хазары, караимы вели сезонный образ жизни. Весной отправлялись в сады и на виноградники, откочевывали со стадами в с ...

Динамика и типология этнических конфликтов
80-90-е годы XX века стали новым этапом в этническом развитии человечества. Этнонационализм, сдерживаемый ранее силой тоталитарных режимов, получил свободу в период перестройки и гласности и оформился в виде феномена «этнического взрыва», ...