Гипотеза о болгарском происхождении гагаузов

Страница 2

Отметим, что на протяжении многих столетий в Османской империи и республиканской Турции никто не осмеливался подвергать критике действия султана Мехмеда II Фатиха (Завоевателя Константинополя). Но во второй половине XX в. некоторые турецкие историки нарушили эту историческую традицию. Так, автор книги «Padijah Analari» («Султанские матери», istanbul, 1997) Али Кемаль Мерам квалифицирует некоторые действия султана как антитурецкие. Он считает, что Мехмед II «слишком жестко относился к туркам и слишком лояльно к немусульманам и служителям православной церкви, говорил с ними на греческом языке, целовал руку патриарха».

По словам автора, султан не забыл и армян, и евреев, дав им права на сохранение своих религий и обычаев. Из Армении в Константинополь Мехмед II переселил 250 тысяч армян, обеспечив их работой. В 1466 году он приютил евреев, изгнанных из Баварии. Разместил их в Стамбуле, Салониках и на острове Сакыз. Автор книги утверждает, что врачом султана Мехмеда II был еврей Якуп Паша, настоящее имя которого - маэстро Джакобо. «А что же оставалось туркам?» - задает вопрос автор и сам же отвечает: «Туркам оставалось работать и воевать, защищать свое государство, умирая за него на поле боя». Подчеркнем, что османы пошли по пути экономической эксплуатации немусульманского населения. Немусульмане несли более высокое, чем мусульмане, налоговое бремя, но османские налоги были ниже, чем византийские. Правда, турецкие историки не указывают, насколько они ниже были.

Немусульмане, желавшие занять государственные и военные посты, добровольно принимали ислам суннитского толка. Нигде никого насильно не обращали в ислам. Из 24 великих везиров (премьер- министров), исполнявших свои обязанности в период с 1453 по 1566 гг., только четверо были турками, остальные двадцать были выходцами из стран Балканского полуострова и Кавказа, принявшими ислам. Они начинали свой путь в качестве христианских райя (геауа - арабское слово означает подданные султана немусульмане). Соответствующее обучение, честное служение османскому государству и исламу, дали им возможность достичь самых высоких государственных должностей. Знаменитая семья Кёпрюлю (1656-1710 гг.), например, имела албанские корни. Ее родоначальник Мехмет Паша Кёпрюлю в 1656-1661 гг. был главным везиром Османской империи. Для войск янычар из Боснии был привезен Сокуллу Мехмед Паша.

Еще один пример. В 1393 г. войсками османов под командованием старшего сына султана Баязида I Сулеймана Челеби было ликвидировано Тырновское царство. Сын болгарского царя Шишмана по имени Александр попал в плен. По утверждению авторов «Исламской энциклопедии» (Стамбул, 1992, т. 6, с. 397), он принял ислам и был назначен правителем санджака (административная единица) Самсун. Перед этим его никто не отуречивал.

Османское государство широко использовало потенциал христиан и иудеев, проявивших удивительную способность к инициативе и сделавших серьезный прогресс в утверждении османского патриотизма и османского самосознания, пишут турецкие авторы «Истории Османского государства, общества и цивилизации» (М., 2006, т. 1, с. 249). Чего, добавляют они, нельзя было сказать о самих турках. Позже, в XIX в., турецкие власти принимали в высшие учебные заведения определенное количество учащихся - немусульман (треть общего количества учащихся). Среди них были и гагаузы.

Существуют письма и прошения об изучении турецкого языка в греческих школах, которые посещали и многие гагаузские дети. Их авторы писали, что жалованье учителям будут платить греческие общины (BOA, i Med.Mahsus, Nr. 2128). К изучению турецкого языка немусульманские народы Балканского полуострова толкали создавшиеся политические и социально-экономические условия. В немусульманских школах были введены уроки турецкого языка. Его изучение властями поощрялось и со временем оно стало обязательным. Османский центр власти физически вобрал в себя многих представителей балканской аристократии. Христианский мир первым испытал воздействие ее преобразований «сверху». Султаны, покорив православные народы, - пишет профессор Кемаль Карпат, - насильно не заставляли их ни изучать турецкий язык, ни принимать ислам». По его словам, балканские православные христиане рассматривали султана в качестве царя, однако этот «царь» был их правителем исключительно в области светской жизни (власти). Султан не был религиозной главой (журнал «Диалог-Евразия», 2001,4, с. 93).

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие материалы: