«Пристойно вновь быть городу, край самой степи калмыцкая..»

Страница 1

Целью моей работы не является, полное освещение возникновения города на Иртыше, но хотелось бы отметить, что современная городская территория была освоена человеком за многие тысячелетия до возникновения Омска. Это доказывают археологические памятники – стоянки, городища, святилища, могильники, клады и случайные находки, открытые по берегам Иртыша и Оми в пределах городской черты. К началу 60-х годов ХХ в. краеведом А.Ф. Палашенковым было зарегистрировано в г. Омске свыше 30 памятников древности, археологами раскопаны курганный могильник в районе нефтекомбината, Омская стоянка и могильник в районе Ленинградского моста, городище «Большой Лог» напротив ТЭЦ –5 и т.п.

С незапамятных времен бассейн реки Иртыш широко использовался в качестве транзитной водной магистрали, связывавшей север Сибири с Центральной Азией. Он издавна служил главной «торговой улицей» Сибири. По нему в Сибирское ханство приезжали бухарские и прочие «тезики» (купцы), привозившие наряду с различным восточным товаром драгоценную «песошную россыпь», привлекавшую к себе искателей всякого рода «золотого руна »

Уже в первых шагах обустройства на Иртыше русских городов Тары, Тобольска и других поселений угадывались те задачи, которые им предстояло решать в будущем. Само географическое положение этой могучей западносибирской реки и ее историческое прошлое обусловливало стремление к восстановлению старых и открытию новых торговых путей в Центральную Азию, Китай, а возможно, и далекую Индию. Правда, имелось множество объективных причин, тормозивших русскую колонизацию. Активная государственная политика освоения этих мест была надолго парализована внутренними делами Московского царства, «смутным временем», восстаниями аборигенов, подогреваемыми и направляемыми кочевыми пришельцами – в начале Х VII столетия в пустынной лесостепи за Тарой русские первопроходцы столкнулись со встречным движением «инородцев»-кочевников.

Времена были смутные, и с целью выяснения и освоения сибирских богатств, а также присоединения сибирских территорий к русскому государству, 22 мая 1714 года царь Петр подписал указ о яркендском походе. Руководителем экспедиции «за песошным золотом» был назначен подполковник И.Д. Бухольц.

Иван Дмитриевич Бухольц родился в 1672 году. Семнадцатилетним юношей в 1689 году поступил на военную службу. Он стоял у истоков формирования русской регулярной армии, начинавшей свой путь от «потешных» петровских полков. Как и многие «птенцы гнезда Петрова», он прошел военную науку в лейб-гвардии Преображенском полку, участвуя в боях и походах. К лету 1715 г. было сформировано три полка: Санкт-Петербургский, Московский и Драгунский. 30 июня отряд на 32 дощаниках и 27 больших лодках выступил в поход.

Поход проходил в тяжелых условиях и постоянных боевых столкновениях с джунгарами, которые противодействовали походу Бухгольца в завоеванные ими области. Примерно 4-5 мая по старому стилю 1716 г. отряд прибыл к устью Оми, где устроили укрепленный военный лагерь. Бухольц оценил стратегическое значение этого пункта как узла для всевозможных начинаний и защиты от нападений кочевников юга Западной Сибири, а также для дальнейшего хозяйственного освоения степных пространств. Началось строительство крепости, которая была сооружена на территории, занимаемой ныне зданием, в котором много лет помещалась областная библиотека, и сквером между улицами 10 лет Октября и Лермонтовской. К осени основные работы по сооружению крепости были закончены и по наименованию реки ее назвали Омской. Крепость имела трое ворот: Никольские, Шестаковские и Спасские. Почти одновременно с крепостью, к западу от нее, между Иртышом и взгорьем, возникла слобода, которая называлась немецким словом «форштадт». Население крепости состояло из солдат, казаков, свободных переселенцев и «подлых людей» – сосланных после наказания кнутом за различные преступления.

Страницы: 1 2

Похожие материалы:

Поэтическое варьирование в песне «Гурджуден Бешеве атлы йетишты»
В песенном творчестве урумов фундаментальный и, понятно, наибольший её пласт составляют многочисленные песни, что имеют непосредственно крымско-татарское происхождение или составлены по крымско-татарскому образцу: «масал туркулер» (песни ...

Народное хозяйство татарского народа
Основу традиционного хозяйства татар составляло пашенное земледелие. Имевшиеся различия были обусловлены экологическими причинами: в лесной и лесостепной полосе Поволжья, Прикамья и Приуралья господствовала паровая система земледелия в фо ...

Русский старообрядческий семейский комплекс
Забайкальские старообрядцы, называемые местным населением «семейскими», представляют одну из интересных этнических групп края. Сосланные сюда в середине 18 века, они принесли с собой и сохранили здесь яркие элементы древней русской национ ...