Кино в становлении духовной культуры русского Дальнего Востока

Страница 1

Кинематография — "вид искусства и развлечения XX в., представляющий собой "живые картинки", черно-белые или цветные, проецируемые на экран". В декабре 1895 г. братья Люмьер показали парижанам свое удивительное изобретение — живые фотографии, а в мае следующего года люмьеровские фильмы уже увидели петербуржцы и москвичи. В течение 1896 г. с "чудом XX века" познакомились жители очень многих русских городов. Успех "синематографа" в России был поразительным. "Живые картины" стали обязательным и чрезвычайно популярным аттракционом на всех ярмарках и народных гуляньях. Первый в Москве постоянный стационарный кинотеатр открылся в сезон 1902—1903 гг. В 1910 г. владельцы прокатных контор считали, что в России имеется около 1200 кинотеатров, а количество посещений в год составляет не менее 108 млн.

В начале века кинематограф уверенно занимает свое место и в жизни дальневосточников. Возникает целая сеть постоянных кинотеатров в городах. Малонаселенные места (железнодорожные поселки, села и деревни) обслуживались беспрерывно, сменяя друг друга, кочующими киноантрепренерами. К поездам прицепляли вагоны, в которых демонстрировались кинематографические представления. Иллюзионы привлекали массу публики и становились "потребностью не только для взрослых, но еще более для детей". В начале XX в. кинематограф распространился на Дальнем Востоке повсеместно.

Содержатели кинотеатров сталкивались в своей деятельности с целым рядом трудностей. Во-первых, открыть постоянный кинотеатр было делом непростым — требовалось разрешение управления строительной и дорожной частей при Военном губернаторе области, удостоверение городского общественного управления, одобрение самого губернатора. Во-вторых, деятельность кинематографов регламентировалась целым рядом правительственных циркуляров. Так, различные увеселения, в том числе и кинематографические картины, воспрещались в первый и четвертый дни Страстной недели. В-третьих, главная прокатная контора находилась в Иркутске, а ее отделение во Владивостоке, откуда и поступали, главным образом, картины в иллюзионы Хабаровска и Благовещенска. Владельцы кинематографов платили конторе деньги за прокат картин вперед, вне зависимости от того, использовались ли получаемые ими картины, или таковые на экран не ставились. Такой порядок приводил зачастую к тому, что "в кинематографических заведениях края демонстрировались картины, не соответствующие по своему содержанию воспитательному назначению и могущие растлевающе действовать на молодое, нравственно неокрепшее еще поколение". Поскольку в главную прокатную контору поступали картины, разрешенные цензурой, Приамурский генерал-губернатор не мог запретить постановку их в местных иллюзионах. В целях ограждения молодежи от "безнравственных и развращающих картин" от содержателей кинотеатров потребовали вывешивать аншлаги с указанием, что настоящее зрелище ставится только для взрослых, а учащимся запретили посещение иллюзионов в те дни, когда там ставились картины сомнительного достоинства. В-четвертых, кинопрокат того времени был исключительно доходным предприятием. Владельцам кинотеатров приходилось выдерживать жесткую конкуренцию.

Интерес дальневосточной публики к новому явлению культурной жизни — кинематографу — был огромен. Залы кинотеатров почти всегда были полны. Иллюзионы посещали все — "студенты, жандармы, писатели и проститутки, офицеры и курсистки, интеллигенты в очках, с бородкой, и рабочие, приказчики, торговцы, дамы света, модистки, чиновники".

Репертуар кинематографов того времени на Дальнем Востоке представлял довольно пеструю картину. Пристойные мелодрамы "Вопрос жизни и смерти", "Галантный гвардеец", "Похороненное счастье" и другие перемежались видовыми натурными лентами — "Вниз по течению Амура", "Перлы Адриатики" и другие; комедии "Молодожены", "Макс на свидании" с участием Макса Линдера и другие сменяли научные фильмы "Мыши", "Пчелы" и другие. Нередки были детективные картины, изображающие подвиги героев преступного мира — "Сашка семинарист", "Сонька — золотая ручка", "Васька Чуркин", драмы "с порнооттенком" — "Олеся", "В золотой паутине Москвы", "История одной девушки" (изданная военно-кинематографическим отделом Скобелевского комитета). Картины преступного и порнографического характера являлись, по мнению общественности, "наилучшею школою для преступного элемента". В печати отмечены были факты совершения, под влиянием виденного в кинематографе, преступлений.

Страницы: 1 2

Похожие материалы:

Антропологический тип
Современные крымские караимы - среднего роста, с широкой грудной клеткой, с гладкими, иногда слегка волнистыми темными волосами и темными глазами.95% имеют брахицефальный череп, со слегка приплюснутым затылком. Причиной этой деформации яв ...

Происхождение пассинарности с точки зрения социопатологии
Изложив как взгляды великого ученого Л.Н.Гумилева, так и оправданную критику ряда его положений, обратимся к представляемой нами новой науке социопатономии (макропсихиатрии, теории социопатологий). Она может многое прояснить в проблемах з ...

Курганы Городецкой округи
Курганы Городецкой округи представляют огромный научный интерес. К сожалению, исторические памятники, раскопанные П.Д. Дружкиным безвозвратно погублены, так как ни нормального описания, ни надлежащий отчетности сделано не было. Методика п ...