Религиозная идеология хакасов, связанная с рождением ребенка

Страница 3

При камлании шаман старался отправиться в мысленное путешествие как можно дальше от улуса. Это было необходимо для того, чтобы не причинить вреда родственникам, соседям и друзьям бездетной семьи, и для того, чтобы впоследствии похищенную Умай не могли отыскать и вернуть другие шаманы. Шаман рассказывал во время сеанса, какие земли он пролетает, через какие горы, реки переправляется и т.д. Мысленно «увидев» детей, шаман спрашивал у будущих родителей, какого ребенка они хотели бы иметь — мальчика или девочку. Обычно родители отвечали, что мальчика, т. к. мальчик — это продолжатель рода. Нередко шаман предсказывал приметы ребенка, его судьбу и т. д. «Схватив» Умай ребенка, шаман прятал ее в свой бубен, «заворачивал» в тряпки или прятал в какую-нибудь другую вещь, например в монетку [Потапов Л.П., 1973. С. 272, 274]. Вернувшись из «путешествия», шаман «вводил» душу в молоко, которое затем должна была выпить будущая мать, или покрывал лежавшую женщину своим бубном, в котором была спрятана похищенная душа, и сильным ударом колотушки по бубну перемещал Умай в будущую мать [Иванов С.В., 1979. С. 128]. По ряду других сведений, шаман мог «забросить» душу ребенка под поднятый подол платья женщины [Потапов Л.П., 1973. С. 272].

После камлания будущая мать должна была сделать символическое изображение богини Умай (после рождения ребенка оно подвешивалось к колыбели или пришивалось на одежду). Для мальчика — это маленькие лучок со стрелой, а для девочки — модель веретена. Одним из самых распространенных символов богини Умай также была раковина каури (чиланмас) [Потапов Л.П., 1973. С. 272 - 273].

Иногда камлание проводилось и тогда, когда женщина уже чувствовала себя беременной, но боялась, что ребенок может не родиться или родиться мертвым, и нужно было его обезопасить от смерти [Потапов Л.П., 1973. С. 273 - 274]. Этот обряд среди хакасов носил название Умай тутарга (т. е. «украсть Умай») или хут хапча («схватить кут»). Ребенка, родившегося в результате такого камлания, называли таг чуны палазы (в пер. «ребенок с вершин гор») или чiс тайга (т.е. «из чистой тайги»). Иногда считали, что такие дети взяты из Тувы. При исполнении этого обряда было обязательным присутствие мужа.

Передать кут на ребенка будущей матери мог не только шаман, но и свекор.

Хакасы полагали, что, если кто-то похищал Умай или жизненную силу, ребенок погибал. Гибель, смерть ребенка — свидетельство похищения Умай, и проявлением случившегося был необычный вид почерневшего младенца [Потапов Л.П., 1973. С. 272].

Таким образом, в традиционном обществе хакасов зачатие детей не расценивалось как результат супружеских отношений, а объяснялось через систему традиционных религиозных взглядов на этот биологический акт. Представления о жизненности у хакасов (кут, Умай) в историко-сравнительном плане можно скорреллировать с аналогичными представлениями ряда тюркоязычных народов Саяно-Алтая [Потапов Л.П., 1973; Каруновская Л.Э., 1927].

Страницы: 1 2 3 

Похожие материалы:

Смоленская епархия перед окончанием оккупации
Непрепятствование со стороны оккупационной администрации возрождению церковной жизни с целью тем самым привлечь на свою сторону симпатии местного населения, привело к тому, что смоляне, измученные десятилетиями безбожного режима, начали п ...

Музыкально-общественный деятель Ахмет Жубанов
1906-1968 Жубанов Ахмет Куанович композитор, музыковед, педагог, дирижер, музыкально-общественный деятель. Жубанов учился в Ленинградском музыкальном техникуме им. М.И.Глинки (по классу скрипки А.А.Этигона) и в консерватории им. Н.А.Римс ...

Народная кухня
Основными продуктами, составлявшими питание сибиряков-старожилов были те, что производились в их хозяйстве. Молоко, мясо, овощи, яйца, изделия из злаковых культур составляли большую его часть. Хорошим подспорьем была добыча дичи на охоте, ...