Этнографические объекты Крымского полуострова

Страница 5

Крымские татары

К этнографическим объектам по крымско-татарской культуре нужно отнести, прежде всего, культовые объекты. По вероисповеданию крымские татары - мусульмане, исповедуют ислам; их культовые сооружения - мечети.

Влиянием турецкого зодчества на архитектуру Крыма можно считать сооружения знаменитого турецкого архитектора Хаджи-Синана (конец XV - XVI вв.). Это мечети Джума-Джами в Евпатории, мечеть и бани в Феодосии. Мечеть Джума-Джами хорошо сохранилась. Могучей громадой возвышается она над одноэтажными городскими кварталами старой части города. Мечеть хана Узбека в г. Старый Крым.

Интересными постройками являются надгробные мавзолеи-дюрбе. Они восьмигранные или квадратные в плане с купольным перекрытием и склепом. В качестве этнографических объектов такие дюрбе выделены в Бахчисарайском районе.

Шедевром мусульманского зодчества называют ханский дворец в Бахчисарае. В 1740-43 гг. во дворце была построена большая ханская мечеть Хан-Джами. Сохранились два минарета, которые представляют собой высокие тонкие башни с винтовыми лестницами внутри и балкончиками наверху. Западная стена мечети была расписана иранским мастером Омером. Сейчас это экспозиционное помещение Бахчисарайского историко-культурного музея. Малая дворцовая мечеть - одно из ранних сооружений дворца (XVI в.), построена по типу христианских храмов. Последними реставрационными работами восстановлена роспись XVI - XVIII вв.

Мечеть Эски-Сарае в Симферопольском районе была построена в XV веке. Существует предположение, что здесь был ханский монетный двор. Мечеть представляет собой квадратное здание, над которым на восьмиугольном основании воздвигнут купол. Здание мечети передано мусульманской общине г. Симферополя.

В 1989 г. передана мусульманской общине мечеть Кебир-Джами в Симферополе. Время постройки - 1508г., построена в традиционном для мусульманского зодчества стиле, неоднократно возобновлялась. При мечети находилось учебное заведение - медресе, здание которого также сохранилось в городе.

Большой интерес представляет Зинджирли-медресе, находящееся в предместье Бахчисарая - Староселье (бывш. Салачик). Медресе было построено в 1500 году ханом Менгли-гиреем. Это - произведение ранней крымскотатарской архитектуры. Представляет собой уменьшенный и упрощённый вариант сельджукских медресе в Малой Азии. Медресе - единственно уцелевшее сооружение такого рода в Крыму.

К этнографическим объектам по культуре крымских татар могут быть отнесены также старые татарские кладбища с захоронениями XVIII - XIX вв., сохранившие традиционные надгробия с надписями и орнаментику. Местоположение - сёла и межселенные территории Бахчисарайского района.

Интерес для туристов представляет традиционная (сельская) крымскотатарская архитектура. Примеры жилища, а также общественных и хозяйственных построек сохранились практически во всех районах Крыма, имея региональные особенности (степная часть, предгорная и Южный берег Крыма). Наибольшая сконцентрированность таких этнографических объектов приходится на г. Бахчисарай, Бахчисарайский, Симферопольский и Белогорский районы, а также села Алуштинского и Судакского горсоветов и г. Старый Крым. Ряд сельских мест и города в настоящее время являются местом встреч односельчан и проведения народных праздников.

Возрождение определённой специфики объектов, которая интересовала туристов и путешественников уже в XIX в., возможно и в настоящее время. Например, музыка и танцы, где будут задействованы профессиональные и народные коллективы. Они же могут быть использованы и в инсценировке традиций, обрядов, показе праздников. В конце XIX и начале XX вв. внимание отдыхающих привлекали и широко использовались в экскурсионном обслуживании проводники и пастухи, которые отличались от других слоев крымских татар жизненным укладом и даже традиционной одеждой.

Туристам всегда интересны традиционные ремёсла и декоративно- прикладное искусство того или иного народа. Среди крымско-татарских мастеров выделяется ряд людей, работающих в этом направлении - художники декоративно-прикладного искусства (ювелиры, керамисты, специалисты по традиционной вышивке, ткачеству и орнаменту). Датским советом по делам беженцев в Крыму был поддержан ряд программ - курсы по золотому шитью и ювелирному искусству, а также ковроткачество (последняя программа получила наибольшее развитие, впоследствии мастера объединились в творческое объединение "Усталар"). В развитии этого направления существует ряд проблем: учёба мастеров, доступность в цене и рынок сбыта, а для туристов из дальнего и ближнего зарубежья - получение разрешения на вывоз за пределы Украины.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Похожие материалы:

Методика исследования наскальных рисунков на примере древнего искусства Шишкинские писаницы
Научная достоверность произведений древнего наскального искусства во многом зависят от совершенства методики фиксации рисунков. Методика фиксации развивалась от элементарного перерисовывания видимых изображений художником до фотофиксации ...

Общие сведения о современных славянских языках.
Современные славянские языки подразделяются на три большие группы: восточнославянскую, западнославянскую и южнославянскую. К восточнославянским языкам относятся русский, украинский и белорусский языки. На них говорит большая часть совреме ...

Римско-католический костел
Монументальное белое здание костела возвышается над равнинной местностью между рекой Кутум и каналом им.1 мая. Доминируя своими башнями и куполом над окружающей застройкой, костел замыкает с востока силуэт центральной части Астрахани. Ист ...