Этнографические объекты Крымского полуострова

Страница 4

В настоящее время интерес туристов и экскурсантов может вызывать традиционная деятельность еврейского городского населения в области ремесленничества (портные, художники, ювелиры и т.д.), а также религиозная и духовная жизнь общины. По степени сохранившихся объектов (синагоги, жилые дома, школы) следует выделить города Симферополь, Феодосию, Керчь, где к началу XX в. проживала многочисленная община.

В Керчи сохранились здания нескольких синагог, дом семьи Гинзбург, в неплохом состоянии и бывшая еврейская улица (ныне улица Володи Дубинина), находящаяся в исторической части города.

Итальянцы

Интерес у туристов может вызывать и этническая группа итальянцев, которая на протяжении I половины XIX в. формировалась в Феодосии и Керчи. Керченская группа итальянцев была одной из многочисленных на юге Украины, после итальянцев г. Одессы, сохранялась в значительной степени и в 30-е - 40-е гг. XX в., а потомки их проживают в городе и в наши дни. Керченская "колония" не представляла собой сплошного поселка, занятого одними итальянцами. Они обосновались в предместье Керчи, а в настоящее время улицы, где они проживали, составляют часть города. Одним из сохранившихся объектов является римско- католический собор, построенный в середине XIX в. и ныне действующий. Расположен он в исторической части города. Интересен тот факт, что при католической церкви монахини, по происхождению итальянки, занимались вязанием изящных кружев.

Караимы

Большой интерес у туристов взывает культура караимов. В XIX в. центр общественной и культурной жизни караимов из Чуфут-Кале переместился в Евпаторию, существовали общины и в других городах полуострова - в Бахчисарае, Керчи, Феодосии, Симферополе.

Этнографическими объектами могут служить сохранившиеся памятники в Евпатории - комплекс кенасс: большая кенасса (постройки 1807 г.), малая кенасса (1815 г.) и дворики с аркадами (XVIII - XIX вв.), ряд жилых домов с традиционной архитектурой и планировкой (например, дом М. Шишмана, бывшая дача Бобовича, дом с армечелем С. 3. Дувана и др.), дувановская караимская богадельня, а также уникальный караимский некрополь, не избежавший утрат в предыдущие годы.

К этому перечню следует добавить и объекты в Феодосии: бывшая дача Соломонова Крыма (постройка 1914 г.) и здание бывшей дачи Стамболи (1909-1914 гг.). В первом здании сейчас находится санаторий "Восход", а во втором - Феодосийский горисполком. Кроме этого, в экспозиции Феодосийского краеведческого музея экспонируется постоянная выставка по культуре караимов.

В Симферополе сохранилось здание кенассы (1896 г., перестройка 1934/1935 гг.), где в настоящее время находится редакция радиовещания ГТРК "Крым", а также дома, принадлежащие караимам в исторической части Симферополя, т.н. "старый город".

Одним из шедевров средневековой архитектуры является крепость и пещерный город "Чуфут-Кале", где сохранилось немало памятников по истории и культуре караимов (крепость, "пещерный город", кенассы, дом А. Фирковича, караимское кладбище Банта-Тиймэз). Данный комплекс по культуре караимов является одним из перспективных этнографических объектов. У караимского общества существует план его развития. В Бахчисарайском историко-культурном заповеднике хранится и экспонируется коллекция по культуре караимских общин Чуфут-Кале и Бахчисарая. Количество объектов по культуре более 10, главный из которых - "Чуфут-Кале", уже используется в туристско-экскурсионном обслуживании.

Крымчаки

Очагом крымчакской культуры в XIX в. оставался Карасу-Базар (г. Белогорск; крымчакская община появилась здесь с XVI в.). В городе сохранилась т. н. "крымчакская слобода", сложившаяся на левой стороне реки Карасу. В XX в. постепенно духовная и культурная жизнь крамчакской общины перемещается в Симферополь, который остаётся таковым и в настоящее время. Из сохранившихся памятников следует вспомнить о здании бывшего крымчакского каала.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Похожие материалы:

Этнографический очерк о черемисах
В этнографическом очерке о «Черемисах» за 1881 год есть такие строки: «Черемисское племя выросло, воспитывалось среди лесов и теперь еще любит леса, а так как их много вырублено, то черемисы разводят деревья на своем дворе, на улице. Кудр ...

Егорьев день (Егорий, Ягорий, Юрьев день)
Народное название праздника православной церкви в честь великомученика Георгия, одного из наиболее популярных христианских святых, героя многочисленных сказаний и песен. День памяти отмечается дважды 6 мая и 9 декабря. Первый был установ ...

Приглашение на свадьбу
Важным этапом в предсвадебным периоде, после помолвки, было приглашение на свадьбу. Обычно на свадьбу приглашали за одну-две недели. Приглашали, как правило, сами жених и невеста, иногда кто-то из родственников ли специальный распорядител ...