Этнографические объекты Крымского полуострова

Страница 8

В плане проведения народных праздников, исполнения украинских обрядов и ритуалов интересны переселенческие села 50-х гг. XX в. Среди них - Пожарское и Водное Симферопольского района (фольклорные ансамбли в традиционных костюмах устраивают костюмированные представления на темы верований и традиций). Местом проведения праздников выбрана "Плачущая скала" - памятник природы невдалеке от с. Водное.

Интересна своей историей Николаевка Симферопольского района, основание которой относится ко времени окончания Крымской войны 1855-58 гг. Отставному матросу и его сыну юнге Черноморского флота за заслуги были отведены земли в районе Николина ключа, где и было положено начало селению, основатели же села были выходцами из Полтавской губернии. Заслуживает внимания мемориальная доска, поставленная основателям села на местном кладбище (по легенде, почти все коренные жители села - потомки первых поселенцев). Всего по традиционной культуре украинцев Крыма выделены к настоящему времени 6 объектов.

Среди этнографических объектов, выявленных в ходе научно- исследовательской работы сотрудников Крымского этнографического музея, являются и объекты по традиционной культуре таких небольших этнических групп, как французы, крымские цыгане, чехи и эстонцы.

Французы

Культура французов связана с целым рядом мест на полуострове. Несомненно выявление объектов и дальнейшее их использование будет интересно для туристов.

Крымские цыгане

В культуре крымских цыган можно выявить ряд интересных моментов, например, одна из групп чингине (так называли цыган крымские татары) по своему роду занятий была музыкантами, которые в XIX в. играли на крымско-татарских свадьбах. В настоящее время чингине проживают компактно в пгт. Октябрьском и пгт. Советском.

Чехи и эстонцы

Местами компактного проживания чехов и эстонцев является степная часть полуострова: чехов - с. Лобаново (бывшее с. Богемка) Джанкойского района и с. Александровка Красногвардейского района, а эстонцев - села Новоэстония, Краснодарка (бывшее с. Кочее-Шавва) Красногвардейского района и с. Береговое (с. Зашрук) Бахчисарайского района. Во всех селах сохранились традиционные жилища с характерной планировкой и элементами убранства конца XIX - начала XX вв., хозяйственные постройки. Например, в Богемке в результате исследования выделяется несколько типов домов. В с. Алексанровка сохранился католический костел, который посещали чехи и немцы.

С 90-х г. в местах проживания чехов и эстонцев стали отмечаться народные праздники с привлечением фольклорных ансамблей, использованием традиционной одежды. У чехов широкую известность приобрели праздник св. Николая (Микулаша) и сбора урожая. С историей и культурой эстонцев связано творчество известного эстонского писателя Эдуарда Вильде, посвятившего им несколько произведений. В своей поездке по Крыму Э. Вильде побывал в эстонских селах. По свидетельству информаторов в с. Береговое сохранился дом, где провел несколько дней писатель. Одной из отличительных черт эстонской является хоровое пение, традиции которого характерны и для эстонцев Крыма, например, певческий праздник 1914 г. Перечисленные выше села, расположены в районах, мало освоенных рекреационно. Считать как наиболее удачные этнографические объекты, т.е. по чехам выделено 3 объекта, по эстонцам - 3.

На данном этапе исследования выявлен ряд этнографических объектов по культурам 16 этносов и этнических групп, связанных с полуостровом не менее 140 лет, оставившим и сохраняющим культурное наследие. В настоящее время начата работа по вовлечению этнографических объектов в рекреационный оборот Крыма, посредством включения их в маршруты целевого, этнографического, "зеленого", спортивного, школьного, религиозного туризма.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 

Похожие материалы:

Основание Саратова
Необходимость укрепления юго-восточных рубежей, заселения и освоения обширных земель, развития торговли по Волжскому пути вызвала строительство городов и крепостей на новой окраине государства. Основанные на Волге города стали мощным засл ...

Условия и причины возникновения аталычества
Ученые объясняют этот феномен по-разному. Одни выдвигают на первый план социально-педагогические мотивы: сыновей отсылают из дома, чтобы не разбаловать их и одновременно избежать конфликтных ситуаций, как Эдипов комплекс, соперничество от ...

Цыгане на территории России: наши дни
Единого цыганского народа не существует, имеется множество групп. Они очень сильно отличаются друг от друга языком, занятиями, исповедуют разные религии. Бывает даже так, что одна группа не считает другую за цыган. РУССКА РОМА Русские ц ...