Календарный обрядовый фольклор в эпоху социализма и постсоветской истории

Страница 1

С приходом к власти партии большевиков календарные и религиозные обряды оказались в состоянии блокирования и запрета. Развернувшаяся под руководством партийных органов антирелигиозная пропаганда была направлена на воспитание у населения атеистического сознания. В крае по состоянию на 1 мая 1938 года действовало 889 союзов воинствующих безбожников с количеством членов 22547 человек. Выступая на партийной конференции 10 июня того же года, секретарь Краснодарского крайкома ВКП (б) Л.П. Газов сказал, что в этой работе много кампанейщины и она только начинается. Перед партийными активистами была поставлена задача - в ближайшее время добиться решительного перелома. (125,с.497)

Отделение Православной Церкви от государства имело бы еще большие катастрофические последствия, если бы не усилия старших поколений по сохранению и передаче молодежи духовного наследия предков. В условиях масштабной атеистической работы произведения духовного содержания (притчи, христианские легенды, духовные стихи) стали для верующих одним из немногих способом выражения религиозных чувств, а для новых поколений средством приобщения к православным традициям прошлого. В народной памяти сохранялись величальные колядки зимнего цикла с традиционными обращениями к хозяевам двора. (170,с.290; 186,с.с.90-94; 187;146-148;157-162;165) Объекты величания не только "паны-госпожаны", но и сами праздники. Во множестве вариантов разработана тема прихода Рождества, Васильева дня и Крещения Господня с традиционным припевом:

Радуйся, возрадуйся зэмлэ,

Сын Божий народывся. (352)

Заклинательные песни, имеющие простейшее композиционное строение в форме монолога, представлены императивом. Музыкальные напевы состоят из несложных попевок, заключительные строфы звучит как словесные приговоры.

Новогодние величания за последнее столетие почти не изменились. В них чаще всего фигурируют те же традиционные персонажи - Мыланки и Васыля. Жанр испытал на себе не только влияние евангельских историй, но и народного быта.(170,с.с. 162-164) Детские песни имеют простейшие музыкальные мелодии, взрослые - куплетную форму с развитым мелодическим рисунком. (170,с.165)

В песнях зимнего цикла местом действия выступает чистое поле, означающее белый свет, противостоящий иному потустороннему миру. Этот общефольклорный мотив встречается в обрядовых и эпических песнях, а также в сказочной прозе. Обрядовые песни, в большинстве своём, представляют собой обращения-монологи в сочетании с повествованием. Рифма организует и скрепляет словесный текст. Если в прошлом благожеланиям приписывалось магическая роль, то современные информаторы рассматривают их лишь как праздничные поздравления. (314)

Из обрядов зимнего цикла в бывших черноморских станицах сохранились сценки ряженых с "козой". Помимо традиционной части включены в них и новые элементы: переодевание в "цыганей", "доктора". Игровую часть попеременно исполняют парни и девушки. Пение перемежается диалогом гостей и хозяев дома. (170,с.152; 186,с.95)

Важная часть карнавальных увеселений - смеховые зрелища. Так, чтобы "оживить" святочную козу, одному из участников представления предлагается подуть "мёртвому животному" под хвост. Произведения, унаследовавшие приёмы народного балагурства, продолжают активно бытовать и сейчас.

Песни и ритуалы зимнего цикла сохранились в памяти людей преимущественно старшего поколения. Сегодня их исполняют, большей частью, участники самодеятельности. "Рожествуют" 7 января, "щедруют" и "посевают" в старый Новый год /14 января/.

С началом антирелигиозной пропаганды в 1927 году Дед Мороз был признан "религиозным дурманом". Гонения на него и на елку продолжались до 1935 года. В канун 1936 года ЦК ВЛКСМ принял решение о проведении новогодних праздников с елкой для детей. В предвоенные и первые послевоенные годы елку устанавливали в общественных местах, затем снова она стала атрибутом частной жизни.

Сегодня Новый год - один из немногих календарных праздников, сохранивший некоторые черты древнего ритуала. В традиционных обществах праздник знаменовал переход от старого к новому миру и сопровождался обрядами и игрищами ряженых, обязательная составляющая современных новогодних увеселений - карнавалы с масками, костюмами, фейерверками. "Белые снежинки" символизируют свет и женское начало, образы "зайчиков" согласуются с мужским символом (по аналогии со святочными хороводами и играми). (79,с.14) Полярный им мир представлен темными силами - образами "чертей", "серых волков" "барабашки", "лешего". По представлениям человека архаики, ушедшие в мир иной способны обеспечивать живых счастьем и благополучием.

Страницы: 1 2 3

Похожие материалы:

Пещера Шульган-Таш (Капова) - уникальный спелеологический объект Урала
Пещера находится в 7 км севернее д. Иргизлы (или в 3,5 км северо-западнее хут. Куалломат) Бурзянского района РБ, в 150 м от берега р. Белой, в подножье правого склона ее долины с превышением над ее руслом в 7-8 м. Вход в пещеру приурочен ...

Материальная и духовная культура Приенисейского края XVII века
Исторически сформированное культурное пространство Красноярского края имеет специфические черты, обусловленные уникальностью природно-географических условий, культурой, бытом и укладом многонационального населения края, и начинается еще с ...

Калейдоскоп «литературных» улиц нашего города
Улица без названия Как человек без имени, Как любовь без страдания, Как слеза без причины… Рассмотрим историю некоторых улиц Улица Бажова Небольшая улица П.П. Бажова до 1954 года носила имя М. Горького. Она соединяет между собой про ...