Календарный обрядовый фольклор в эпоху социализма и постсоветской истории

Страница 2

"Антиповедение" участников карнавала есть не что иное, как отражение элемента оппозиции "игровое - серьезное". Смысл театрализации понятен лишь в сопоставлении с мифом.

Стихию зимнего холода, мир смерти и ушедших предков олицетворяет Дед Мороз, который приносит подарки и может выполнить любое желание. В новогоднюю ночь ждут чуда не только дети, но и взрослые. Обычаи накрывать обильные столы и одаривать друг друга подарками можно трактовать как сохранившуюся в овеществленном виде продуцирующую магию и, одновременно, как обновление и укрепление родственных и дружеских отношений.

Трактовка образов Деда Мороза и Снегурочки получила развитие в последние годы XX столетия. Город Великий Устюг получил название родины Деда Мороза, там устроена резиденция сказочного персонажа. Для его постоянной спутницы Снегурочки в подмосковном городе Абрамцеве сооружен символический терем, где она может жить круглый год, вести переписку, принимать гостей. Сказочная героиня получила "родовую" прописку потому, что в Абрамцеве у художника В.Васнецова родился образ Снегурочки, там же им были созданы декорации к первой театральной постановке. В Абрамцеве на сцене домашнего театра С. Мамонтова впервые прозвучала одноименная опера Н. Римского-Корсакова.

В советские годы Масленицу переименовали в Проводы Зимы. В сельской местности организацией праздника занимались местные органы власти, работники досуговых и образовательных учреждений. Изменения существа древнеславянской Масленицы и православного Мясопуста повлекли за собой образование иных, нетрадиционных атрибутов и персонажей праздника. Гостей ждут ряженые, скоморохи, Зима, Весна, Снежинки, Дед Мороз, Снегурочка. Открывает праздник глава администрации или ведущие, которые зачитывают "наказы" и подносят хлеб-соль Весне. Театрализованные представления с участием коллективов художественной самодеятельности заканчиваются сжиганием соломенного чучела. В современный праздник входят спортивные состязания, конкурсы частушечников и танцоров. Обильные застолья с блинами и варениками, хороводы, православный обычай просить прощение перед Великим постом, обрядовые песни в организованных формах праздника отсутствуют. В семьях, где есть верующие, сохранились обычаи принимать гостей и раздавать нищим милостыню.

В советское время соблюдение постов считалось личным делом каждого. Программы радио, телевидения, учебно-воспитательная и культурно-массовая работа школ, клубов и Домов культуры строились без учёта традиций Православия. Во время постов играли свадьбы, устраивали концерты и вечера танцев. Начиная с 70-х годов, 1 апреля стали ежегодно проводить день смеха.

До 1943 года Пасха была под официальным запретом, но в быту обычаи продолжали сохраняться. Хранителями традиций оставались люди старшего поколения. Обычай в день Святого Воскресения ходить на кладбище и устраивать на могилах обеды бытует до сих пор. Начиная с 90-х годов, в праздничных богослужениях всё большее участие принимает молодёжь.

Троицкие обряды кумления, завивания венков, крещения кукушки и др. из быта исчезли совсем. Увидеть их можно лишь в исполнении профессиональных и самодеятельных коллективов.

Календарную приуроченность имели в прошлом производственные праздники и обряды. В первый день сева на восходе солнца, помолясь и сделав первый круг на поле, садились завтракать: съедали крест, выпеченный на Полукрестье, остальные оставляли на меже. Всеобщим весельем заканчивалась уборка урожая. После завершения жатвы оставляли несжатым небольшой участок с завитыми колосьями как благодарность земле и святым-покровителям за урожай и сохранение плодоносящей силы в следующем году. В Закубанье по окончании ломки табака лентами и цветами украшали самый большой стебель, а из листьев делали папушу и с песнями несли хозяину плантации. За них получали выкуп и угощение.(23,с.83-84)

В годы коллективизации и после нее начало полевой кампании отмечалось смотром сельскохозяйственной техники. На митинге звучали слова напутствий хлеборобам. Лучшему механизатору поручалось проложить первую борозду. В поле выезжали с плакатами и транспарантами. После окончания посевной и уборочной передовикам вручали почетное знамя, денежные премии, вымпелы и грамоты. Гуляния с участием самодеятельных артистов проходили на улицах, площадях и в Домах культуры.

Купальские обряды из быта исчезли окончательно. В последние годы работники культуры пытаются закрепить зрелищные традиции, наполнив их новым содержанием. В городе Новороссийске, например, праздник проводят на главной площади, где фольклорные ансамбли изображают сцены с Аграфеной Купальницей и Иваном Купалой в окружении купалинок. Катание горящих колес, скакание через костры, завивание венков, массовое купание исполняют участники самодеятельности и зрители в строгом соответствии со сценарным и режиссерским планом. Имитация проделок "нечистой силы", всеобщая вакханалия - специально разыгрываемое действие, ничего общего не имеющее со спонтанными проявлениями творческой энергии масс.

Страницы: 1 2 3

Похожие материалы:

Межкультурный диалог в поле диаспор
Важнейшей отличительной характеристикой Ставропольского края как субъекта Северо-Кавказского региона является бытование (при наличии основной массы русского населения) множества переселенческих этнических групп. История становления этносф ...

Основные вехи развития округа и храмового строительства во второй половине XIX в. – в начале XX в.
После смерти главноуполномоченного Нижнетагильскими заводами А.И. Кожуховского в апреле 1853 года и недолгого пребывания в должности главноуполномоченного Е.Н. Поара, Андрей Николаевич Карамзина занимает их место и осенью того же, года вн ...

История развития города Омска
Омск был основан в 1716 г. как крепость, форпост для освоения новых земель. В XVIII веке город, разросшийся вокруг крепости, стал крупным административным и военным центром, сыгравшим большую роль в освоении края и распространении более р ...