Календарный обрядовый фольклор в эпоху социализма и постсоветской истории

Страница 3

В советское время традиции Ильина дня практически забыты. В народе помнят лишь запрет купания. Не отмечаются и осенние праздники Воздвижения, Покрова и Параскевы Пятницы.

Развитие системы культурно-просветительных учреждений в годы советской власти привело к ослаблению влияния улицы. Постепенно вышли из культурного обихода хороводы, сопровождавшие аграрные праздники. Вместе с ними стали исчезать сами праздники и обрядовый фольклор.

Попытки сохранить традиционный фольклор были предприняты в 1968 году, когда при краевом Доме народного творчества открыли фольклорный кабинет и возродили фольклорные комиссии при методкабинетах РДК. В газетах "Советская Кубань" и "Комсомолец Кубани", на краевом радио и телевидении транслировались передачи, адресованные руководителям художественной самодеятельности. Начиная с конца шестидесятых годов, ежегодно в городах и станицах Краснодарского края проходят фестивали "Кубанская музыкальная весна". (305) К созданию праздничных театрализацией привлекали профессиональных драматургов и режиссеров, которые, игнорируя местные традиции, вырабатывали сценическую манеру, несвойственную истинным носителям традиционного фольклора.

Социалистические праздники состояли, как правило, из официальной части (торжественное собрание) и тематической (концерт или театрализованное представление) с декоративным оформлением в виде партийной и государственной символики. Новые советские обряды включали вручение правительственных наград и первой получки, посвящение в хлеборобы и механизаторы, присвоение почетных званий победителя социалистического соревнования, рационализатора, наставника, ветерана труда, проводы на пенсию. Насаждение псевдонародных форм осуществлялось государственным аппаратом идеологов и культработников. Парки культуры и отдыха, ДК, представлявшие собой замкнутые пространства, предназначались для организованной и контролируемой общественно-праздничной деятельности. Свойственное человеку стремление освободиться от будничных настроений оборачивалось закрепощением. (219,с.с.523-524)

Популяризацией кубанской календарной обрядности в постсоветский период занимаются самодеятельные и профессиональные коллективы. Организация смотров и фестивалей народного творчества в ряде случаев позволяет демонстировать отдельные образцы обрядового фольклора со сцены, вместе с тем, сценарии и концертные программы, составленные без опоры на традицию, лишают зрителей возможности познакомиться с местной фольклорной спецификой. В современных праздниках почти не осталось места для творческой импровизации масс. Им чаще всего отводится роль пассивных потребителей. Участие в увеселениях стало личным делом каждого.

На рубеже XX - XXI веков "Хэллоуин", давно ставший на западе частью праздничной индустрии, завоевывает и российское пространство. Молодежь, надев карнавальные маски и костюмы, беснуется всю первую ноябрьскую ночь. Россиянам магический смысл древних увеселений кельтов неизвестен, привлекает скорее возможность реализовать себя в коллективной игре. Благодаря средствам массовой информации приобретает популярность католический праздник - день святого Валентина, праздник всех влюбленных.

В эпоху глобализации этнические и религиозные составляющие празднеств стираются. Возрождение традиций народных гуляний возможно не только в рамках сценических форм, но и в их исконных, аутентичных формах. Личная мотивация является источником и движущей силой социально-культурной активности человека. Культурные потребности, лежащие в основе мотивации, составят базу творческой активности во всех ее появлениях. Культурная политика должна быть направлена на возрождение культурного потенциала региона, стимулирование инициатив, создание условий для самовыражения и самореализации каждого. Необходимость перехода традиционной культуры в режим самоорганизации и саморазвития наиболее полно отражает сущность этого явления. Деполитизация фольклора означает идеологическую автономность субъектов культурной жизни от государства.

Страницы: 1 2 3 

Похожие материалы:

Возведение нового града
Выбор места и начало строительства Выбор Владимиром Мономахом в 1108 году места для закладки нового города был сделан очень удачно. Из гряды холмов, почти вплотную придвинувшихся к берегам Клязьмы, внимание привлек самый высокий и живопи ...

Ремесла Древней Руси
Города средневековой Европы заметно отличались от древнерусских. Первые, как правило, не имели сельскохозяйственной агломерации, являясь местами жизнедеятельности бюргеров. Феодалы имели собственные поместья-замки; в городах их возможност ...

Город Сосновый Бор и окрестности
Сосновый Бор - один из самых молодых городов Ленинградской области. Он был преобразован из рабочего поселка Сосновый Бор Ломоносовского района Ленинградской области в город областного подчинения 19 апреля 1973 года. Он расположен на южном ...