Рыбная слобода в конце XVII - начале XVIII вв.

Страница 2

С последним утверждением вряд ли можно согласиться. В 1676 году, судя по «Писцовой книге», рыбные угодья были расширены, а рыбный оброк увеличен почти на треть. [10] В связи с все возрастающими потребностями в красной рыбе царский двор в 1705 году забрал у рыбнослободцев рыбные угодья, отдав их откупщикам, заменил слободе рыбный оброк на денежный и одновременно наложил новую повинность: ежегодно поставлять живую рыбу (90 стерлядей). Закупки производить здесь, но на казенные деньги. [11]

Столь хищническое отношение подорвало рыбный промысел. Недоимка, как по Рыбной слободе, так и по Ярославскому уезду, росла из года в год. Количество рыбных ловцов в 1718 году уменьшается в нашей слободе почти вдвое по сравнению с 1676 годом. [12] А в 1722 году земские бурмистры напишут, что рыбные ловцы «не ловят и рыбных снастей не имеют… а кормятся черною работою на стругах… и стерлядей ныне в привозе в Рыбную слободу нет». [13]

В XVI веке рыбный промысел – «основная отрасль экономики Рыбной слободы». [14] В начале XVIII века он перестал быть таковым, а Рыбная слобода продолжала развиваться. Значит, не «рыбой единой» питалась ее экономика. Чем еще? Ремеслами и торговлей – таково мнение почти всех исследователей.

В городах торгово-ремесленную часть населения называли посадскими людьми. Сохранилась грамота 1652 года, где жители Рыбной слободы, жалуясь на своего соседа, подписались как «посацкие люди». [15] В 1670 году князь Ухтомский в «Отписи» по поводу получения денег с рыбнослободцев называет их посадскими.

До 1676 г. слобожане официально делились на «посацких людей» и рыбных ловцов. С 1677 года по их просьбе («челобитью») им велено платить налоги, «применяясь к окладам угличан, и мологжан, и романовцов посацких людей». [16] М.Я. Волков так комментирует эту цитату из «Писцовой книги»: «В 1676-1681 гг. уже все ее жители, обязанные платить подати, были приравнены к посадским людям, а Рыбную слободу начали относить к городским поселениям». [17]

Что такое городское поселение? Ответ можно найти у П.П. Смирнова, крупнейшего специалиста в этом вопросе. Он считает, что слобода – это особый тип поселка, который отличается и от города, и от села. Слободы были сельского типа и городского. Последние не имели пашни. Такие «поселки непашенных промышленных и торговых людей» Смирнов называл «завязью будущих торгово-ремесленных городов». [18] «Основным признаком» города XVI-XVII веков, по его мнению, «является принадлежность его территории… великому государю Московскому…». [19]

Что же представляла из себя Рыбная слобода в 1676 году? Она находилась на «государевой земле», похожей по форме на треугольник, образованный Волгой и впадающей в нее небольшой речкой Черемхой. С трех сторон слободу окружали леса, заливные луга, пожни, животинные выгоны. Но пашни не было!

175 дворовых мест (и почти столько же огородов) занимали территорию от улицы Стоялой до современной Соборной площади. Принцип застройки был городской - усадебно-дворовый. Дворы, тесно примыкавшие друг к другу, напоминали пеналы: 4-5 сажен в ширину и до 48 – в длину да еще сзади огород. [20] От соседей отделял забор, от улицы – ворота. На дворе – хоромы: изба, перед ней деревянный настил («мост») и сени, рядом «погреб с напогребником да баня». [21] Сами дворы располагались в основном вдоль Волги и Черемхи. Волжский и Черемошский ряды прорезали 5 улиц и 6 переулков. [22]

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие материалы:

Антропологический тип
Современные крымские караимы - среднего роста, с широкой грудной клеткой, с гладкими, иногда слегка волнистыми темными волосами и темными глазами.95% имеют брахицефальный череп, со слегка приплюснутым затылком. Причиной этой деформации яв ...

Устное народное творчество и письменная литература
Песни . В XV-XVII вв. широко развивалось разножанровое казахское устное народное творчество. Особое место занимали обрядовые песни, которые исполнялись при рождении ребенка, свадьбах, во время болезни, после смерти человека, на поминках, ...

Нарастание кризисных явлений в жизни общества в 70-х - начале 80-х гг.
Наиболее существенным проявлением кризиса стало усиление влияния на общественно-политическую жизнь Дагестана национальной интеллигенции с опасной тенденции перерастания этого влияния в этно-националистическое. Назревал новый виток национа ...