Карачев

Известно, что еще в XVI веке в Карачеве, в пригородной слободе Бережках, существовал монастырь - Тихонова Воскресенская мужская пустынь. Предание гласит, что в это время, а возможно позже, иеромонах Тихон «подвизался» на столпе, возвышавшемся над церковью монастыря, то есть вел образ жизни аскета в посте и молитве, изнуряя свое тело самым чудовищным образом (наподобие отца Пафнутая в очаровательной повести Анатоля Франса «Таис», проводившего время таким же образом на одиноко стоявшей колонне в Нильской пустыне). Признаться, нашему современнику трудно представить подобного рода времяпрепровождение на столпе . Сказания о «столпниках», скорее всего, похожи на легенды. Как бы там ни было, но примечательно вот что: согласно карачевскому преданию, русский монах Тихон свои молитвы на таком столпе сочетал с несением определенной и весьма необходимой по тому времени службы: под рукой Тихона на «столпе» находился вестовой колокол, в который он и бил в случае появления татар и тем самым предупреждал горожан о приближавшейся опасности. Духовные нужды вполне сочетались с минскими заботами того беспокойного времени . От местных старожилов и сейчас можно услышать похожие на красивую легенду рассказы о деяниях этого иеромонаха. Воскресенская церковь бывшей Тихоновой пустыни сохранилась до наших дней. И на углу ее, в том месте, где трехэтажный четверик переходит в восьмерик, возвышается необычного вида башня-столп - единственный в своем роде пример во всей истории русской архитектуры. Церковь эту по ее формам можно отнести ко времени не позже XVII века (с запада примыкает классических форм колокольня, построенная в 1822 году), Следовательно, сохранившаяся церковь была построена на месте той, вероятно, деревянной, на которой Тихон молился и наблюдал за приближением татар. А в память об этом примечательном событии и была на новой каменной церкви возведена башня-столп. Впрочем, этот интересный во всех отношениях памятник заслуживает тщательного изучения, после чего только и можно вынести достоверное суждение о его истории, в частности о назначении ныне возвышающегося столпа. Сохранившаяся Михайловская церковь построена в XVIII веке, ее композиция и стилистические формы отражают переход от стиля барокко к классицизму. Развитый четырехлепестковый план характерен для барочных зданий, а строгое наружное убранство и центричность композиции свойственны приемам классицизма.

Примыкающий с запада притвор построен позднее. Здания подобного типа были распространены на Украине, где они ставились, так же как и в Карачеве, на открытых, свободных пространствах, что логически соответствовало равноценной художественной выразительности всех четырех фасадов. Эти здания воспринимаются как стоящий на площади монумент, их нельзя себе представить в ряду обычной окученной городской застройки. История и современность . О событиях Великой Отечественной войны напоминает стоящий на площади Карачева знаменитый танк Т-34, водруженный на высокий гранитный постамент. После войны город вновь отстроился, в нем работают предприятия и заводы, построено много жилых и общественных зданий, есть и музыкальная школа. Между прочим, Оттон фон Гун, сопровождавший графа А.К. Разумовского в 1805 году в его поездке по своим бесчисленным имениям, отмечает в своих записках, что когда они остановились на ночлег в Карачеве, то перед знатными путешественниками выступил замечательный хор местных крестьян. Много воды утекло с тех пор, но и в совершенно новых условиях музыкальные традиции не преданы забвению. В семи километрах к северо-востоку от Карачева находился Одринский Николаевский мужской монастырь. По преданию, он существовал около пятисот лет. Покровителями и вкладчиками монастыря были князья Трубецкие и Барятинские. К древним храмам монастыря относились Знаменская церковь, построенная в 1707 году, и Николаевская - в 1710-м. Монастырь был окружен каменной стеной с четырьмя башнями по углам и въездными воротами. До наших дней сохранились только трапезная и настоятельский корпус. В этих двух зданиях и вновь построенных корпусах теперь размещена школа-интернат. Недалеко от монастыря находилась местность под названием «Девять дубов», где, по преданию, находилось становище сказочного Соловья-Разбойника. Ознакомившись с Карачевом, его немногочисленными памятниками и связанными с ними легендами, едем дальше по направлению к Брянску. Кругом, сколько видит глаз, - знаменитые Брянские леса. Но старожилы жалуются, что за последние годы леса эти заметно поредели, и вдоль дороги они, как мы уже замечали, особого впечатления не производят, ибо лес этот сравнительно молодой. На границе Карачевского и Брянского районов, примерно в двадцати километрах от Брянска, расположены остатки монастыря, так называемой Бело-Бережской мужской пустыни, которая была основана иеромонахом Серапионом в 1661 году. В 70-х годах он был упразднен, затем восстановлен и подчинялся Брянскому Петропавловскому, а еще позже - Свенокому монастырям. Церковных зданий было несколько, некоторые из них построены в первой половине XIX века в стиле ампир. В сохранившихся и вновь построенных строениях на территории бывшего монастыря теперь размещен санаторий, а в одном километре от него - туристская база.

Похожие материалы:

Выводы
обряд календарный фольклор заговор кубань В патриархальном обществе календарный праздник был связан с культом, обрядами и выполнял функцию регуляции эмоционального состояния и коллективного опыта. В обрядовом фольклоре закодирована идеол ...

История освоения Урала русскими людьми
История освоения Урала человеком носит многовековой характер. Уже издревна немногочисленные человеческие племена, расселялись преимущественно по берегам рек, стали осваивать подножье Уральских гор. Основным же этапом освоения Урала можно ...

Культурная жизнь енисейской провинции во второй половине XIX- начале XX века
В это время признаки оживления общественно-культурной жизни Красноярска особенно рельефно проявились в сфере образования. Либеральные реформы 1860-х гг. дали ощутимый толчок для приобщения к образованию широких демократических слоев насел ...