Пещера Шульган-Таш - уникальный культурно-исторический объект

Страница 2

С озером Шульган связано действие и другого широко распространенного сказания "Кунгыр буга". В этом озере батыр Минэй находит пропавшую дочь старика и старухи, которую похитил Водяной - хозяин озера. Батыр спускается в подводное царство, срубает все семь голов чудовищу и выводит на землю девушек, людей и скот.

Нетрудно заметить общий для всех приведенных отрывков произведений один и тот же мотив выхода коней или скота из озера Шульган, которое выступает как место локализации потустороннего мира. Отсюда - выход из него должен восприниматься как метафора рождения. То есть озеро воспринималась предками современных башкир не только как место обитания почитаемых животных, но и как место их рождения.

Немало легенд и сказаний связано и с самой пещерой Шульган-Таш. Одна из них гласит, что в былые времена в пещере жили какие-то особые люди, не похожие на современных людей. Они были очень богаты, сеяли хлеб и имели множество разного скота. Но чаще всего легенды, связанные с пещерой, олицетворяют потусторонние силы и это понятно, поскольку, как отмечалось выше, пещерная среда более сурова и непонятна, чем обычно окружающая нас природа. В.И. Даль, разъезжая по Оренбургской губернии по служебным делам, собирал произведения устного народного творчества, в частности и башкирского фольклора. В своих заметках он характеризует Капову пещеру по сказаниям и преданиям башкир так: " .В подземелье этом обитало когда-то особое племя людей, о котором рассказывают много дивного. Там же укрывались разные джины, дивы . Старики рассказывают о каменной, здесь находящейся, собаке: это див, окаменевший в принятом образе. Замечательно, что собака эта боится плети, что дождевые облака ей подвластны, и собака не может снести ста ударов плетью; она издает глухой вой, и обильный дождь окропляет окрестность".

По словам П.И. Рычкова, башкиры во время своих войн и восстаний против царских помещиков стягивали сюда свои семьи и скот. При малейшей опасности скот загонялся в нижний этаж пещеры, а женщины, дети и старики уходили на верхний этаж. Временами в пещере одновременно скрывалось до трех и более тысяч человек. Это и не удивительно. Пещера Шульган-Таш как будто бы специально устроена для убежища многих тысяч людей. В ней достаточно много места, воды и воздуха.

Страницы: 1 2 

Похожие материалы:

Народные массы - истинные творцы казахской культуры
Поэзия жырау . XV-начало XIX вв. - время особенного расцвета казахской литературы - известно как эпоха жырау. Жырау были поэтами-импровизаторами, авторами песен-толгау-размышлений и наставлений в стихах. Нередко жырау были видными политич ...

Место и значение народных знаний в развитии ногайского этноса
На протяжении веков народ вырабатывал эмпирические знания в различных областях жизни. Среди них на первом месте стоят знания в области народной медицины и ветеринарии. Многие наблюдатели отмечали, что в уходе за скотом и лечении его ногай ...

Цвета в геральдике
Геральдические цвета разделяются на металлы, меха и финифти (эмали или тинктуры). В геральдике используется семь цветов: два металла и пять эмалей. Первоначально было только четыре цвета — красный (червлень или польз), синий или голубой ( ...