Правовой комплекс обычаев и традиций коренного малочисленного народа Крайнего Севера - эвенков

Страница 4

Человек, согласно традиционным представлениям, имел несколько душ, и все они требовали заботы и пищи: душа-тело (бэе, оми) в облике птички, душа-жизнь (эгрэ) — дыхание, кровь и пр., душа-тень (хэян, ханян, анян) — двойник, образ. Болезнь считали результатом деятельности злого духа, который украл одну из душ больного или проник внутрь его тела. Поэтому шаману необходимо было заставить духа выйти из тела или отобрать у него душу больного. Он совершал обряд добывания души-тела, использовал магические средства — выкуривание, перенос болезни на соломенную фигуру с последующим ее сожжением, протаскивание больного через круг, ромб и зубцы и т.п. Большое значение имели камлания, которые устраивали для достижения удачи в охоте (сэвэкинипкэ).

Самые сильные шаманы совершали проводы душ усопших в мир мертвых (хэнэчин) Погребально-поминальные традиции эвенков тесно переплетались с их религиозным верованием. Эвенки объясняли смерть уходом человека в потусторонний мир и старались при этом строго соблюдать все каноны погребального обряда. Одно из первых сообщений о похоронах эвенков принадлежит Адаму Каменскому (1658 г.): "В земле умерших не хоронят, так как считают, что она их не принимает. Только на деревьях они оставляют в определенное время – на кедрах или на соснах».

В целом, эвенки практиковали воздушное захоронение – на деревьях или на лабазах, устроенных на обрубленных деревьях или столбах. Применялись как заворачивание тела в кожу или бересту, так и положение тела в деревянную колоду. Гроб, сооруженный из колотых плах или выдолбленный из ствола толстого тополя или сосны (в основном для захоронения детей), устанавливался на четырех высоких пнях примерно в двух метрах от земли. В случае необычной смерти труп (утонувшего или погибшего в лапах хищника) закапывали в грунт. У эвенков не было общих родовых кладбищ.

Строго запрещалось шуметь, плакать и причитать на похоронах. Обязательно забивали вблизи захоронения жертвенного оленя, кожу и голову которого вешали на специально сооруженную перекладину. По поверью эвенков, умерший должен покинуть этот мир. В гроб клали все личные вещи и оружие умершего. После похорон эвенки уходили в стойбище, не оглядываясь и молча, а затем откочевывали на другое место. Специальных поминок не устраивали и не посещали больше могил даже близких родственников

В XVI — XVII вв. началось обращение эвенков в христианство, поэтому похоронные обряды эвенков существенно изменились. Повсеместно стало распространяться захоронение в земле в деревянных гробах, но постоянных кладбищ еще не было. Место для могилы выбиралось обычно на высоком берегу. На могилах по христианскому обычаю устанавливались кресты. Однако, сама процедура похорон, сопутствующие ей обряды и обычаи во многом сохраняли свои традиционные черты до середины ХХ века.

В настоящее время похороны у эвенков и русского населения практически идентичны. И те и другие дно и стенки могилы обшивают внутри досками. Сверху гроб также перекрывается дощатым настилом, после чего могилу закапывают. После захоронения, а также на 9-й и 40-й день проводятся поминки, на которые, как правило, собираются все односельчане. Аналогичной стала и надмогильная скульптура: в последние годы на могилах преобладают кресты.

На некоторых могилах эвенков еще можно увидеть испорченные посуду, различные вещи, которыми пользовался покойный. Возле некоторых могил на ветвях деревьев иногда развешивают понягу, отдельные элементы одежды или оленьей сбруи. У каждой эвенкийской фамилии есть своя «родовая» зона захоронения. Жену обычно хоронят на кладбище мужа, но, если она умирает первой, то покоится ей на отцовском кладбище. Там же будет похоронен позднее и овдовевший муж. Но такой обычай эвенки все чаще не соблюдают, предпочитая хоронить умерших согласно христианским обрядам, не соблюдая «родовой» зоны захоронения.

Есть у эвенков места особого почитания и уважения - источники. Нельзя сорить, шуметь возле источника, нельзя стирать в источнике. Таким образом, прослеживается традиция сберегания источников — аршанов, обычай, ведущий начало от предков — обычай бережного отношения к природе, вплоть до запрета убивать лебедя, орла, змею, лису и др. животных. Кроме священных животных, существуют священные деревья, их ни в коем случае нельзя рубить. «Рубить кедр нельзя. И где на деревьях тряпочки, мы молимся, кругом ходим — его трогать не надо» — говорят эвенки. Эвенки верят, что у любого места существует «эжин», хозяин местности. Это подсознательно отражается в поведении человека. Охотясь, ловя рыбу или просто идя по лесу, человек ощущает незримое присутствие кого-то, чувствует, что он пришелец в гостях у хозяина. Это способствует тому, что человек не нарушает заведенный порядок, равновесие в природе.

Эвенки всегда высоко ценили достоинство человека, и всякое покушение на его честь рассматривалось как проступок, достойный всеобщего осуждения. Тяжким преступлением против общества считали убийство, обман, воровство и другие акты, совершенные из корыстных побуждений. В человеке ценили ум, храбрость, удаль, честность, преданность своему народу. Безвольного, легкомысленного, труса эвенки презрительно называли «комсоко» (немощный, беспомощный).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие материалы:

Происхождение пассинарности с точки зрения социопатологии
Изложив как взгляды великого ученого Л.Н.Гумилева, так и оправданную критику ряда его положений, обратимся к представляемой нами новой науке социопатономии (макропсихиатрии, теории социопатологий). Она может многое прояснить в проблемах з ...

Лингвистическая характеристика
Официальный язык Саудовской Аравии – стандартный арабский, относящийся к западно-семитской группе афразийской семьи. Один из его диалектов – классический арабский, в виду своего архаического звучания в настоящее время применяется главным ...

Культурная жизнь енисейской провинции во второй половине XIX- начале XX века
В это время признаки оживления общественно-культурной жизни Красноярска особенно рельефно проявились в сфере образования. Либеральные реформы 1860-х гг. дали ощутимый толчок для приобщения к образованию широких демократических слоев насел ...