Происхождение пассинарности с точки зрения социопатологии

Страница 1

Изложив как взгляды великого ученого Л.Н.Гумилева, так и оправданную критику ряда его положений, обратимся к представляемой нами новой науке социопатономии (макропсихиатрии, теории социопатологий). Она может многое прояснить в проблемах зарождения и функционирования, а так же угасания пассионарности.

С нашей точки зрения, пассионарность есть не плод мистических «космических лучей», а плод оптимального совпадения двух компонентов:

1)Личные знания и убеждения (генерация идей).

2)Социопсихическое давление извне (внушаемость).

Точка пассионарности – место совпадения личного мнения и общественного внушения, которые становятся заодно.

До этой точки присутствует элемент «коллективного слабоумия» — члены общества слишком инфантильны, легковерны, слишком пассивны. Обычно, внешне это проявляется в фаталистическом бездумном равнодушии ко всему, соглашательстве с верхами и элитами (даже если — это элиты захватчиков).

Мы отмечаем состояние роботизированности поведения индивида, опутанного (и опутавшего себя) алгоритмами на все (как ему кажется) случаи жизни.

В европейской традиции анализа психологии масс это получило название «азиатского фатализма». Ему свойственно обезличенное поведение человека, не осознающего себя в толпе чем-то отдельным, самоценным. Такие общества устойчивы, но легко покоряемы, и потому не пассионарны.

Противоположностью им выступают общества высокой (уже патологической) степени самореализации, самовыражения индивида в ущерб системе общественного внушения. По мере того, как личное самомнение человека уходит вверх, а возможности внушить ему коллективную идею извне падают – общество распадается, слабеет от внутренних раздоров и от множества основанных самореализаторами экзотических доктрин и вероучений. Пропадает способность общества к коллективному действию. Такое общество находится в стадии гибели, разложения и, тем более, — не может быть пассионарным.

Патология первого случая заключается в том, что бодрствует коллективный разум, личный же, индивидуальный разум — спит.

Патология второго случая связана с тем, что индивидуальный разум пробужден, активно действует – и усыпляет коллективный разум.

Таким образом, пассионарность – это идея, овладевшая многими разом, как личное, глубокое и внутреннее убеждение, и не разбавленная никаким скепсисом.

Пассионарий не просто спорит, возражает, отвергает альтернативы своей ide fixe, он — вообще их не замечает.

Здесь действует то правило, что всякий, кто начал возражать и отвергать идею – уже отчасти её принял.

По крайней мере, любой апологет отвергаемую идею изучил, пропустил через себя и хранит в своей памяти, где она – при перемене обстоятельств – может добиться пересмотра своего положения отверженной.

Пассионарий, одержимый идеей маниакально, тем и отличается от апологета идеи, что не берет альтернативных идей в плен, а убивает их на месте. Он не имеет потребности в отрицании альтернатив своей ide fixe, потому что, вообще, не понимает – как это можно в ней сомневаться?!

Именно поэтому проницательный философ начала ХХ века Семен Франк писал, что «всякое доказательство бытия Бога, по-видимому, отнимает у веры самое ее существо», а Фома Аквинский, богословская система которого, доселе, догматически обязательна для католиков, отмечал, что вера неграмотной крестьянки — выше веры его, философа.

Страницы: 1 2

Похожие материалы: