Храм Двенадцать Апостолов

Характерно, что одной из первых построек, возведенных генуэзцами в 1357 году неподалеку от Чембало, была церковь во имя Двенадцати Апостолов, одна из самых древних православных святынь Крыма, сохранившаяся и поныне! Согласно традиционной версии эту православную церковь построил один из первых консулов Чембало. Звали его – Симон дель Орто. Об этом свидетельствует надпись на камне, найденном в 1861 году в стене здания. Теперь это – Храм во имя Святых Двенадцати Апостолов. В 1875 году Храм был освящен во имя святого Николая Чудотворца, а в 1990 году – во имя Святых Двенадцати Апостолов.

В качестве материала строительства использовался бутовый известняк, добываемый в каменных карьера Крыма, а само здание возвели на фундаменте старинной церкви, построенной здесь в 1375 году.

В 1861 году во время проведения работ по реконструкции церкви над ее входом обнаружили камень, скрытый под слоем штукатурки, надпись на котором гласила: «1357, в день сентября, начата эта постройка во время управления скромного мужа Симоне-де-Орто, консула и кастеляна». Такие каменные доски генуэзские мастера оставляли в построенных ими зданиях. По предположению исследователей, камень с надписью использовали вторично уже при возведении храма святых Двенадцати апостолов.

Вот что писал в 1864 году епископ Симферопольский и Таврический Гермоген: «Еще в 1375 году в Балаклаве была построена церковь во имя Двенадцати апостолов. Настоящая же каменная церковь построена в 1794 году, но в Крымскую войну была повреждена неприятелем и потом возобновлена прихожанами и освящена 8 июля 1875 года во имя святого Николая Чудотворца».

Храм святых Двенадцати апостолов сначала находился в ведении главного священника армии и флотов. В нем хранили знамена и другие реликвии Балаклавского греческого батальона, который после присоединения Крыма к России в 1783 году поступил на службу в русскую армию. В 1959 году после упразднения Балаклавского греческого батальона культовое сооружение передали в епархиальное ведомство.

После установления в Крыму советской власти церковь святых Двенадцати апостолов закрыли — в ней размещались сначала дом пионеров, затем клуб ОСОАВИАХИМ.

В 1990 году полуразрушенный храм святых Двенадцати апостолов передали в ведение Православной церкви, после чего начались работы по его восстановлению. Разработкой проекта восстановления занимался киевский архитектор Ю. Лосицкий. Как считают специалисты, это здание является уникальным памятником архитектуры XVIII века, который не встречается в сооружениях Крыма и соседних с ним регионов. Культовое сооружение, представляющее собой четырехстолпную крестово-купольную постройку из бутового известняка, относится к типу крестово-купольных одноглавых церквей, вытянутых по оси восток — запад. Внутри него нет росписей, но в прежние века, возможно, они украшали его стены. Здание небольшое по объему, но устремленные вверх колонны дорического ордера и симметрично-осевая композиция создают впечатление величия.

Церковь была отреставрирована трудами архимандрита Августина (тогда еще протоиерея Александра) и освящена вновь 13 июля 1991 года во имя святых Двенадцати апостолов. В настоящее время она является подворьем Инкерманского Свято-Климентовского монастыря. Здесь хранятся частицы мощей святых угодников — святого блаженного Василия, святого преподобного Сергия Радонежского и святого священномученика Климента Римского.

Похожие материалы:

Достижения в развитии науки, литературы и искусства в Дагестане
За годы Советской власти Дагестан превратился в один из крупнейших научных центров СССР. В начале 80-х годов в республике трудилось свыше 2800 научных работников, в том числе 123 доктора и 1303 кандидата наук. Далеко за пределами Дагестан ...

Развитие образовательной системы и подготовка кадров народной интеллигенции
В период с середины 60-х до середины 80-х гг. ХХ в. Происходило развитие образования в ДАССР. На начало 1965/66 учебного года в 515 начальных, 627 восьмилетних и 213 средних школах республики обучалось около 276,5 тыс. учащихся. Особенно ...

Шаманизм в Забайкалье
Манекен шаманки. XIX в.Отношение эвенков к природе и окружающему миру нашло свое отражение во множестве запретов, поверий и обрядов, пронизывающих все стороны хозяйственной жизни. В большинстве обрядов главную роль играл шаман как посредн ...