Храм Двенадцать Апостолов

Характерно, что одной из первых построек, возведенных генуэзцами в 1357 году неподалеку от Чембало, была церковь во имя Двенадцати Апостолов, одна из самых древних православных святынь Крыма, сохранившаяся и поныне! Согласно традиционной версии эту православную церковь построил один из первых консулов Чембало. Звали его – Симон дель Орто. Об этом свидетельствует надпись на камне, найденном в 1861 году в стене здания. Теперь это – Храм во имя Святых Двенадцати Апостолов. В 1875 году Храм был освящен во имя святого Николая Чудотворца, а в 1990 году – во имя Святых Двенадцати Апостолов.

В качестве материала строительства использовался бутовый известняк, добываемый в каменных карьера Крыма, а само здание возвели на фундаменте старинной церкви, построенной здесь в 1375 году.

В 1861 году во время проведения работ по реконструкции церкви над ее входом обнаружили камень, скрытый под слоем штукатурки, надпись на котором гласила: «1357, в день сентября, начата эта постройка во время управления скромного мужа Симоне-де-Орто, консула и кастеляна». Такие каменные доски генуэзские мастера оставляли в построенных ими зданиях. По предположению исследователей, камень с надписью использовали вторично уже при возведении храма святых Двенадцати апостолов.

Вот что писал в 1864 году епископ Симферопольский и Таврический Гермоген: «Еще в 1375 году в Балаклаве была построена церковь во имя Двенадцати апостолов. Настоящая же каменная церковь построена в 1794 году, но в Крымскую войну была повреждена неприятелем и потом возобновлена прихожанами и освящена 8 июля 1875 года во имя святого Николая Чудотворца».

Храм святых Двенадцати апостолов сначала находился в ведении главного священника армии и флотов. В нем хранили знамена и другие реликвии Балаклавского греческого батальона, который после присоединения Крыма к России в 1783 году поступил на службу в русскую армию. В 1959 году после упразднения Балаклавского греческого батальона культовое сооружение передали в епархиальное ведомство.

После установления в Крыму советской власти церковь святых Двенадцати апостолов закрыли — в ней размещались сначала дом пионеров, затем клуб ОСОАВИАХИМ.

В 1990 году полуразрушенный храм святых Двенадцати апостолов передали в ведение Православной церкви, после чего начались работы по его восстановлению. Разработкой проекта восстановления занимался киевский архитектор Ю. Лосицкий. Как считают специалисты, это здание является уникальным памятником архитектуры XVIII века, который не встречается в сооружениях Крыма и соседних с ним регионов. Культовое сооружение, представляющее собой четырехстолпную крестово-купольную постройку из бутового известняка, относится к типу крестово-купольных одноглавых церквей, вытянутых по оси восток — запад. Внутри него нет росписей, но в прежние века, возможно, они украшали его стены. Здание небольшое по объему, но устремленные вверх колонны дорического ордера и симметрично-осевая композиция создают впечатление величия.

Церковь была отреставрирована трудами архимандрита Августина (тогда еще протоиерея Александра) и освящена вновь 13 июля 1991 года во имя святых Двенадцати апостолов. В настоящее время она является подворьем Инкерманского Свято-Климентовского монастыря. Здесь хранятся частицы мощей святых угодников — святого блаженного Василия, святого преподобного Сергия Радонежского и святого священномученика Климента Римского.

Похожие материалы:

Деятельность национальных объединений и регуляция этой деятельности
Ошибочно считать, что федерализация по национальному признаку обеспечит сохранение этнической культуры. В основном, такая система выгодна для национальных элит, но не для сохранения национального языка и традиций. Нас разделяют символы пр ...

Климатические условия Среднего Урала
В формировании климата Среднего Урала играют главную роль западные ветры, дующие с Атлантического океана. Из-за смены теплых и холодных потоков погода нередко меняется не только в течение недели, но и суток. Удаленность от Атлантического ...

Ребенок в традиционной хакасской семье
семейный обряд тюркоязычный воспитание Ребенок в хакасской семье пользовался и наделялся различными правами. Правовые нормы патриархально-родового характера у хакасов нашли свое выражение не только в обычном праве, но и в специальном Пр ...