Правовой комплекс обычаев и традиций коренного малочисленного народа Крайнего Севера - эвенков

Страница 3

Взаимоотношения старших и младших членов семьи сегодня уже далеки от традиционного этикета. Отца чаще всего называют словом «старик», к нему могут обратиться и совсем уже пренебрежительно, с ним могут вступить в спор, отстаивая свою точку зрения. В решении каких-то житейских вопросов его слово уже не имеет определяющего значения. Однако, не совсем уважительное, с точки зрения сына или дочери, отношение к отцу (даже пьяному и не адекватно реагирующему на происходящее) со стороны постороннего человека может стать причиной серьезного конфликта.

Современная эвенкийская семья является нуклеарной. Пожилые родители стараются жить отдельно от сыновей и дочерей. Этому способствует увеличение пенсий и пособий, а также возможность разведения личного скота, что создает условия для относительно независимой жизни родителей от детей. Для современных малых семей основным источником дохода и благополучия является работа в общественном производстве, хотя последнее время все больше молодых людей занимаются традиционными видами деятельности – оленеводством, охотой, рыбалкой.

Изменилось и положение женщин. Если в прошлом эвенка была фактически только хозяйкой чума и не имела никакой профессии, то сейчас доля рабочих и служащих женщин в общем количестве работающих эвенков превышает долю мужчин. Они успешно овладели новыми профессиями, ранее не известными старшему поколению: доярки, чабана, учителя, врача и др. Значительная и все возрастающая доля молодых женщин занята на квалифицированных работах.

Изменились и отношения к браку, семье. Родители не проявляют особого желания женить сына, так как ему предстоит получить образование, а затем служить в армии. Эти факторы приводят к повышению брачного возраста. В среднем в брак вступают молодые люди в возрасте 22-23 лет, тогда как их родители в прошлом в силу своего социального и экономического положения вступали в брак в возрасте 15-16 лет - нужны были лишние рабочие руки в больших семьях.

Веками укоренившееся в сознании эвенков поверье о нежизнеспособности семьи без детей постепенно ослабевает, поскольку в старости или в случае болезни приходит безвозмездная помощь со стороны общества. Дети эвенков по достижению одного года воспитываются в яслях-садах, затем - в школах-интернатах. Причем все расходы по воспитанию детей эвенков в яслях-садах и школах-интернатах государство берет на себя.

В современных эвенкийских поселках уже не существует социальных перегородок между людьми, как это было в недалеком прошлом, когда молодой человек женился на девушке, принадлежащей к той же социальной группе, к какой относился он: колхозник на колхознице, служащий на служащей. Имущественные соображения перестают играть роль в браке. На смену им выступают возраст, сходство характеров, уровень культурного развития.

А вот традиционные верования — анимизм, шаманство, магия, промысловые и родовые культы, культ предков — сохраняются до сих пор. Вселенная, согласно этим представлениям, существует в виде семи миров: трех небесных (Угу буга), Среднего мира — земли (Дулин буга) и трех подземных (Хэргу буга), объединенных центральным столбом. Наряду с этим бытовало и представление о трех мирах, соединенных мировой рекой (эндекит). Небесный свод воображали землей Верхнего мира, где пасутся стада оленей, шкурой оленя или перевернутым котлом. Вход в Верхний мир указывала Полярная звезда, в Нижний — расщелины, пещеры, водовороты. Верхний мир населяли предки людей, верховные божества, хозяева явлений и стихий природы: Солнца, Луны, грома, ветра. Верховное божество — дух неба, хозяин Верхнего мира — старик Амака, держатель нитей жизни людей, распорядитель их судеб.

Божеством Солнца у одних групп считался старик Делича, у других — старуха Энекан Сигун. Они были хозяевами тепла и света: Солнце в небесной юрте копило тепло, от него зависела смена времен года. С этим связывали миф о космической охоте: небесная лосиха Бугады, живущая в небесной тайге, каждый вечер уносила на своих рогах Солнце и скрывалась в чаще. Охотник Манги убивал ее и возвращал Солнце на небо. Но оставался живым ее лосенок, он превращался в лосиху, и каждый вечер космическое действо разыгрывалось вновь. Персонажи мифа представляются в виде Большой и Малой медведиц. Млечный путь — след от лыжи охотника.

Духи Среднего мира (дулу) — хозяева родовых территорий, отдельных мест, гор, тайги, воды, домашние духи-охранители. Нижний мир населяли души умерших (бунинка-ханян), духи болезней, злые духи. Бытовал медвежий праздник с ритуалами убиения медведя, поедания его мяса и захоронения костяка.

Эвенки обладали классическими формами шаманства. Шаман, посредник между людьми и духами, в образе зверя или своего духа-предка совершал полеты по мирам Вселенной, стремясь вылечить от болезней, найти пропавшее, узнать будущее, обеспечить хороший приплод зверей, помочь рождению ребенка или проводить в мир мертвых душу усопшего. Для этой цели у него были духи-помощники (сэвэн, буркан и др.), фигурки которых вырезали из дерева, изготавливали из железа и меха. Каждый шаман имел свою реку — приток главной шаманской реки (энгдекит), где пребывали его духи-помощники, когда он не давал им поручений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие материалы:

Народный танец
Среди жанров, относящихся к песенно-танцевальному фольклору, можно выделить два: хороводные и плясовые песни. Они органично входили в русский народный календарь и исполнялись в течение года. Хороводные песни в Сибири пели: зимой - от Рож ...

Славянские топонимы
На рубеже VIII–IX веков на территорию междуречья началось проникновение славян, и, прежде всего, кривичей, вятичей и новогородских словен. Они пришли двумя потоками переселенцев: один – из Новгорода, другой – с Волыни. В память об этом со ...

«Осенний календарь»
Песнями встречали в старину осень – трудовую, щедрую и весёлую пору. Трудовую – потому что впереди ещё много осенних забот, а щедрую и весёлую – потому что хлеб заполнял закрома, в каждый крестьянский дом входил достаток, и тут уж не обхо ...