Этническая история и состав населения края

Страница 1

В результате сложных исторических процессов, в Забайкалье, занимающем территорию различных природных зон, сложилась своеобразная этническая ситуация. Находясь в глубине Евразии, этот край стал своеобразным «домом» для многих народов. Здесь проживают представители различных рас, языковых групп, этносов и субэтносов. Это – русские, белорусы, украинцы, поляки, буряты, эвенки, татары, евреи, немцы, корейцы, китайцы, представители кавказских и прибалтийских народов и др. Ландшафтное разнообразие Забайкалья, возможность заниматься здесь различными видами хозяйственной деятельности стали причиной длительного, относительно бесконфликтного проживания на его территории разных народов и обеспечили этническое многообразие региона.

В XVII в. на значительной территории Забайкалья проживали эвенки – представители тунгусо-маньчжурской языковой группы. Они были зависимы от монголоязычных племен, которые занимали лесостепные и степные районы края. Юг Забайкалья был заселен различными монголоязычными племенами, которые впоследствии сформировали бурятский этнос. В настоящее время буряты имеют собственные территориальные образования.

Появившиеся в Забайкалье в середине XVII в. русские, в основном выходцы из северных районов России, украинцы, белорусы, отчасти поляки позволили развиться здесь славянскому населению. Эти первые колонисты положили основу будущего забайкальского старожильческого населения, иными словами, сибирякам. На протяжении XVII-XXвв. в результате переселенческой политики Российского государства, заключавшейся в добровольной и принудительной хозяйственной колонизации, отправке на каторжные работы, шел дальнейший процесс формирования на данной территории старожильческого (сибирского) населения. В этом процессе участвовали также евреи, немцы, татары, представители прибалтийских народов и др. Тем не менее основным компонентом старожильческого населения оставались славяне, в основном русские.

Проживая на одной территории с коренным населением – эвенками и бурятами, старожилы постепенно приобретали некоторые антропологические особенности, заимствовали элементы быта и культуры этих народов, сохраняя при этом, как правило, свой язык, самосознание, свой культурно-бытовой облик. В свою очередь, принеся и распространив среди местного населения собственные хозяйственные навыки и приемы, старожилы содействовали развитию земледелия, оседлости, строительству городов. Таким образом, на территории Забайкалья постепенно сформировался основанный на бурятском, эвенкийском и в основном русском этносах определенный тип местного населения, который принято называть «гураны».

Со второй половины XVII в. до середины XIX в. происходило формирование еще одной социальной группы – казачества. Оно ведет свою родословную от русских служилых людей (казаков), которые по правительственному указу в Забайкалье обращали в русское подданство местные народы, собирали с них ясак, занимались хозяйственной деятельностью края. Русское государство возложило на казаков обязанности защиты вновь приобретенных земель, охраны их юго-восточных границ. Постепенно, в течение двух столетий, определились традиционные территории жизнедеятельности казаков – южные и юго-восточные, т.е. приграничные районы Забайкалья. Частично казачьи владения располагались в глубине территории. Отличное от прочего населения Забайкалья социальное положение казаков, специфика воинской службы с элементами самоуправления, универсальность хозяйственной деятельности, своеобразие бытовых и культурных традиций – все это способствовало созданию их особого жизненного уклада. А длительное проживание в иноэтничном окружении среди бурят, эвенков, монголов, интенсивные контакты с ними вносили новые черты в быт и культуру забайкальских казаков, сказывались на их антропологическом типе. Поэтому в казачьей среде происходил процесс формирования этнических особенностей, который прервался в результате неблагоприятных для казачества социально-политических и социально-экономических изменений в годы Советской власти.

Страницы: 1 2 3

Похожие материалы:

Борьба против крепостнической системы
Развивались феодальные отношения. Казацкая старшина, шляхта и духовенство стремились сохранить и усилить феодальный гнет. С укреплением крупного феодального землевладения и активизаций товарно-денежных отношений увеличивались повинности к ...

Святки
Главный зимний праздник в крестьянском календаре, знаменующий собой переход от старого года к новому. Святки длились две недели, начинаясь в Рождественский Сочельник (6 января) и, завершаясь в день Крещения. Корни большинства святочных о ...

Фрески и стенопись
Живопись 18 века представлена главным образом фресочной живописью и стенописью в храмах. Остановимся на описании фресок церкви Иоанна Предтечи в Рощенье[8]. Внутри церковь украшена фресками, выполненными в 1717 г. ярославскими мастерами ...