«Никто не забыт, ничто не забыто !»

Страница 1

22 июня 1941 г. нападение фашистской Германии на Советский Союз нарушило мирную жизнь нашего народа. В истории Советского государства наступил суровый период Великой Отечественной войны. У каждого региона своя история этого периода. 28 июня 1941 года постановлением Государственного Комитета Обороны СССР район Саратова объявлялся прифронтовой зоной. Городские и районные власти обязывались принять экстренные и исчерпывающие меры к охране узла и к бесперебойному продвижению поездов с неизмеримо возросшим потоком грузов. На следующий день бюро райкома КПСС утвердило мероприятия по защите от вражеской авиации железнодорожного узла и города.

С началом войны Саратовское Поволжье превратилось в базу формирования резервных частей и соединений Красной Армии. Всего здесь было сформировано свыше 500 различных соединений, частей и различных воинских учреждений (госпиталей, ремонтно-восстановительных мастерских, военных складов и т.д.), в том числе 28 дивизий и бригад только до конца 1942 года. Под г. Энгельсом в конце 1941– начале 1942 гг. под руководством известной летчицы М. М. Расковой были созданы три женских авиационных полка: 586-й истребительный, 587-й бомбардировочный и 588-й ночных бомбардировщиков. В области размещалось более десяти военных училищ, подготовивших десятки тысяч офицеров. Например, 1-е и 2-е – танковые училища выпустили свыше 11 тысяч офицеров. С лета 1941 года началось формирование Саратовской дивизии народного ополчения. За два года существования она подготовила 45 тысяч человек.

Хотя непосредственно на территории области и не велись боевые действия, тем не менее во время Сталинградской битвы она входила в зону оперативного тыла Сталинградского (затем Донского, Юго-Западного и Воронежского) фронта. С 9 сентября 1942 г. по конец 1943 г. область находилась на военном положении. Саратов сыграл ключевую роль в обеспечении советских войск, сражавшихся под Сталинградом. В частности Ртищевский железнодорожный узел выполнял важнейшую связующую функцию тыла с фронтом. Особенно напряжённым выдался 1942 год, когда Ртищевское отделение железной дороги стало основным каналом снабжения Сталинградского и Воронежского фронтов. Участки Ртищевского отделения дороги находились в непосредственной близости к Сталинградскому фронту. Ртищево — Балашов — Поворино и Ртищево — Саратов — Урбах — Верхний Баскунчак — Ахтуба — таковы в то время были маршруты продвижения срочных поездов к линии фронта. Кроме того, ртищевские машинисты водили воинские эшелоны в Подмосковье, к Воронежу, на станции Филоново, Арчеда и Качалино Сталинградского фронта.

Важность ртищевского железнодорожного узла понимало и немецкое командование. Его уничтожение значилось в оперативных планах Верховного командования вермахта. В одной из записных книжек генерал-фельдмаршала Фридриха Паулюса была обнаружена запись: «Считаю ошибкой немецкого командования, что своевременно, в начале войны, не был выведен из строя ртищевский железнодорожный узел, имеющий большое стратегическое значение[1]».

В обеспечении выдающейся победы Советского Союза над фашистской Германией огромную роль сыграл железнодорожный транспорт, являющийся одной из важнейших отраслей народного хозяйства. Наша страна имела достаточно развитую железнодорожную сеть. Великая Отечественная война продемонстрировала возросшее и притом решающее значение железных дорог в современных военных конфликтах. Роль железнодорожного транспорта увеличивалась по мере технического оснащения армии, совершенствования военного искусства и по мере того, как тыл стал приобретать все большее значение для вооружения и снабжения фронта. Благодаря самоотверженной работе железнодорожников в годы войны удалось связать важнейшие экономические районы тыла в гигантский по территории народнохозяйственный комплекс. В единый хозяйственный организм слились Западная Сибирь с Уралом, Урал с Поволжьем, Поволжье с Центральнопромышленным районом.

Значение Поволжской железнодорожной сети, являющейся составной частью транспортной системы страны, повышалось с началом войны. Региональные магистрали оказались важным связующим звеном тыловых восточных и фронтовых западных районов СССР. Они обеспечивали доставку стратегических резервов к фронту, эвакуацию материальных ценностей и людей из временно оккупированных областей и республик страны.

Страницы: 1 2 3

Похожие материалы:

Региональные особенности миграционных процессов в сельских районах Ставропольского края
Исследуя графики коэффициента миграционного прироста сельских районов Ставропольского края, я объединила районы в группы по наиболее характерным признакам. Так я выделила 4 группы. В первую группу будут входить районы, для которых характе ...

Золотопромышленность
Новой отраслью экономики Енисейской губернии крупнотоварного типа стала золотопромышленность. Она требовала значительного начального капитала, специальных знаний, организации работ и снабжения их на мануфактурном уровне. Поэтому, за исклю ...

Экономическая жизнь села
Всего 2918, 90000 га. Численность населения – 2366 человек. Площадь населенного пункта – 375,0000 га, 883 двора [3]. До 1991 года самостоятельного сельского совета не было (один сельский совет был на Табаки и на Зализничное). После принят ...