Этническая история и состав населения края

Страница 2

В связи с указанной переселенческой политикой Российского государства среди русского населения Забайкалья во второй половине XVIII в. выделилась локальная этноконфессиональная группа, получившая название «семейские». Территория их расселения – западные и юго-западные районы края. В течение XVIII-XIX вв. на формирование населения Забайкалья влияло направление на каторгу и в ссылку представителей самых разных национальностей и социальных групп, населявших Российскую империю. Среди них немало было поляков, евреев, представителей народов Прибалтики и Кавказа. Впоследствии они нередко оставались в Забайкалье на постоянное место жительства. Сейчас, представляя собой незначительную часть населения Забайкалья, они проживают совместно с другими этносами и старожилами и не консолидированы в особые этнокультурные или этноконфессиональные группы. Частью они ассимилировались с представителями старожильческого, иногда пришлого населения.

В начале XIX в. в центральной части Забайкалья, в долине р. Ингода, поселились белорусы и украинцы (малороссы). Их миграции в Забайкалье происходили в конце XIX – первой половине XX в. в связи с прокладкой железной дороги. В этот же период и по той же причине сюда переселялись татары (представители татарского субэтноса – сибирских татар). Их потомки заселяли как промышленно развитые районы края, так и отдаленные сельские местности, главным образом по берегам рек и озер и вдоль трактов. Численность их на территории Читинской обл. – 12335 чел., или 0,9 % от всех проживающих на территории области.

В конце XIX в. в связи с военными конфликтами в Юго-Восточной Азии, а также с колониальной политикой России в отношении Китая в Забайкалье имели место миграции корейцев и китайцев. Позднее наблюдался их отток из края. Сейчас представители этих этносов составляют незначительную долю забайкальского населения и не имеют своих территориальных образований. Современная политическая и экономическая ситуация вновь создала условия для расширенного и во многом бесконтрольного проживания китайцев на территории Забайкалья, особенно в городах и крупных населенных пунктах.

Появление в Забайкалье новой волны этнических мигрантов связано с социально-экономической политикой советской власти. В настоящее время на территории Забайкалья проживают потомки репрессированных в 1930-1950-егг., являющиеся представителями различных народов России. В годы войны в Забайкалье были депортированы немцы. Строительство и хозяйственное освоение территории БАМа способствовало притоку в северные районы Забайкалья представителей населения Ср.Азии, Кавказа, Прибалтики и др.

Как уже было сказано, ландшафтное многообразие Забайкалья является причиной длительного и относительно мирного сосуществования различных народов на его территории, хотя противоречия между этносами, главным образом из-за ресурсов, существовали. Каждый этнос сохранял или стремился занять свою экологическую нишу. Так, эвенки по традиции занимали водораздельные таежные пространства, буряты – степные и лесостепные территории, славянское население в основном осваивало долины рек, где можно было заниматься хлебопашеством.

Политика минимального вмешательства Российского государства в дела местных народов препятствовала возникновению острых этнических конфликтов. А введенное в 1822 г. юридическое самоуправление для коренных народов закрепило за ними право решения многих социальных и хозяйственных вопросов без вмешательства русской администрации. Все это обеспечило их достаточно самостоятельное существование и свободное развитие.

Многонациональный состав населения, разнообразие форм религий обусловили многообразие культовых объектов. Национальная пестрота населения особенно была заметна в городах - Чите, Верхнеудинске, Нерчинске, Сретенске. Так, в Чите в начале XX в. в соседних кварталах находились православная церковь, мусульманская мечеть, еврейская синагога, католический костел. Все это свидетельствует о традиции этнической и религиозной терпимости, которая была в целом характерна для Забайкалья.

Страницы: 1 2 3

Похожие материалы:

Первый предприниматель из рода Демидовых
Среди русских семей, обязанных своим появлением на исторической сцене Петру I, особое место занимают Демидовы. Само их имя стало символом новой, преображенной России, а история их возвышения обросла многочисленными легендами. Родоначальни ...

Великий казахский поэт и просветитель Абай Кунанбаев
1845-1904 Великий казахский поэт и просветитель. Начальное образование Абай получил дома, а затем он пять лет обучался в медресе. Именно там будущий поэт стал увлекаться чтением классиков восточной литературы. Наряду с этим, Абай начинае ...

Третий Спас
Третий Спас – народное название праздника православной церкви, посвящённого Иисусу Христу_ Спасителю (Спасу), который отмечается 16/29 августа. Установлен церковью, в честь перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа (уб ...