Этническая история и состав населения края
В связи с указанной переселенческой политикой Российского государства среди русского населения Забайкалья во второй половине XVIII в. выделилась локальная этноконфессиональная группа, получившая название «семейские». Территория их расселения – западные и юго-западные районы края. В течение XVIII-XIX вв. на формирование населения Забайкалья влияло направление на каторгу и в ссылку представителей самых разных национальностей и социальных групп, населявших Российскую империю. Среди них немало было поляков, евреев, представителей народов Прибалтики и Кавказа. Впоследствии они нередко оставались в Забайкалье на постоянное место жительства. Сейчас, представляя собой незначительную часть населения Забайкалья, они проживают совместно с другими этносами и старожилами и не консолидированы в особые этнокультурные или этноконфессиональные группы. Частью они ассимилировались с представителями старожильческого, иногда пришлого населения.
В начале XIX в. в центральной части Забайкалья, в долине р. Ингода, поселились белорусы и украинцы (малороссы). Их миграции в Забайкалье происходили в конце XIX – первой половине XX в. в связи с прокладкой железной дороги. В этот же период и по той же причине сюда переселялись татары (представители татарского субэтноса – сибирских татар). Их потомки заселяли как промышленно развитые районы края, так и отдаленные сельские местности, главным образом по берегам рек и озер и вдоль трактов. Численность их на территории Читинской обл. – 12335 чел., или 0,9 % от всех проживающих на территории области.
В конце XIX в. в связи с военными конфликтами в Юго-Восточной Азии, а также с колониальной политикой России в отношении Китая в Забайкалье имели место миграции корейцев и китайцев. Позднее наблюдался их отток из края. Сейчас представители этих этносов составляют незначительную долю забайкальского населения и не имеют своих территориальных образований. Современная политическая и экономическая ситуация вновь создала условия для расширенного и во многом бесконтрольного проживания китайцев на территории Забайкалья, особенно в городах и крупных населенных пунктах.
Появление в Забайкалье новой волны этнических мигрантов связано с социально-экономической политикой советской власти. В настоящее время на территории Забайкалья проживают потомки репрессированных в 1930-1950-егг., являющиеся представителями различных народов России. В годы войны в Забайкалье были депортированы немцы. Строительство и хозяйственное освоение территории БАМа способствовало притоку в северные районы Забайкалья представителей населения Ср.Азии, Кавказа, Прибалтики и др.
Как уже было сказано, ландшафтное многообразие Забайкалья является причиной длительного и относительно мирного сосуществования различных народов на его территории, хотя противоречия между этносами, главным образом из-за ресурсов, существовали. Каждый этнос сохранял или стремился занять свою экологическую нишу. Так, эвенки по традиции занимали водораздельные таежные пространства, буряты – степные и лесостепные территории, славянское население в основном осваивало долины рек, где можно было заниматься хлебопашеством.
Политика минимального вмешательства Российского государства в дела местных народов препятствовала возникновению острых этнических конфликтов. А введенное в 1822 г. юридическое самоуправление для коренных народов закрепило за ними право решения многих социальных и хозяйственных вопросов без вмешательства русской администрации. Все это обеспечило их достаточно самостоятельное существование и свободное развитие.
Многонациональный состав населения, разнообразие форм религий обусловили многообразие культовых объектов. Национальная пестрота населения особенно была заметна в городах - Чите, Верхнеудинске, Нерчинске, Сретенске. Так, в Чите в начале XX в. в соседних кварталах находились православная церковь, мусульманская мечеть, еврейская синагога, католический костел. Все это свидетельствует о традиции этнической и религиозной терпимости, которая была в целом характерна для Забайкалья.
Похожие материалы:
Образование народов Дальнего Востока
Важным явлением в отечественной научной мысли в конце XX в. стало осознание образования как сложно структурированной системы общественной жизни, что обусловило появление комплексного подхода к изучению национального образования Севера Рос ...
Реформа 1867 года и дальнейшее развитие завода
С 1867 года на Ижевском заводе начали проводить реформу — освобождение от крепостного труда. При этом земельные наделы мастеровых значительно урезали. Таким путем правительство рассчитывало сохранить за заводом дешевую рабочую силу. Рефор ...
Промышленность
Открытое акционерное общество «Златоустовский машиностроительный завод» (ОАО «Златмаш», Россия, Челябинская область, г. Златоуст) — одно из ведущих предприятий по изготовлению ракетных комплексов стратегического назначения Военно-морского ...