Восточнославянские погребения

У восточных славян было распространено трупосожжение в X-XI вв. отдельные русские племена сжигали своих покойников на кострах, пепел собирали в сосуд, который ставили на столбах при дорогах. В основном славянский языческий обряд заключался в том, что тело умершего с плачем доставлялось на кладбище скорее всего к общему кострищу или к отдельной могиле, которая уже была подготовлена. Там из поленьев уже был сложен костёр, на который укладывали покойника в одежде, а иногда и в вооружении, которые он обычно носил при жизни, - непосредственно на костёр, или на доске, или в ладье. После этого родственники поджигали костёр. Тотчас же по сожжении покойника или на следующий день пепел с обгоревшими остатками костей, оружия и украшений собирали в кучу или складывали в урну, которую закрывали в могилу или ставили, наконец, на могилу сверху на камень или на столб. В урну вкладывались также и дары, которые должны были служить умершему в загробной жизни. Если покойник был похоронен без сожжения, тело его вместе с принесёнными дарами опускали в такую же могилу и здесь же поджигали жертвенный костёр, у которого совершалось и первое погребальное пиршество.

Сама могила, называвшаяся на Руси тюрко-татарским словом курган, была различной высоты, в среднем примерно 1-2 метра. Образцы высоких курганов славяне видели уже задолго до прихода руссов у своих южных соседей – скифов и сарматов, проникавших на территорию славян. Лишь особо высокие курганы на севере России, в Новгородской губернии, так называемые сопки, созданы под скандинавским влиянием. Основная форма кургана округлая или в более древнее время, и главным образом в кривической Руси, продолговатая. Иногда на кургане устанавливались ещё и столбы, на которые ставились урны, или определённым образом укладывались камни или строились какие-нибудь столики либо небольшие навесы и домики, где душа умершего могла бы отдохнуть. В более поздний период под влиянием печенегов и половцев славяне начали устанавливать на курганах вытесанные из камня изображения умерших. Часто вокруг кургана вырывался небольшой ров, а основание кургана местами обкладывалось большими камнями. Над урнами, так и над несожженными трупами, местами строились специальные навесы на столбах или даже деревянные срубы, образцы которых славяне видели, по всей вероятности, при строительстве скифо-сарматских курганов. Внутреннее устройство кургана изменяется ещё больше в зависимости от того, производилось ли захоронение покойника на уровне земли или же выше уровня, в насыпи или, наконец, в яме под курганом.[19]

Если в каких-то сферах материальной жизни у восточнославянских народов и были различия, то в одном аспекте они стирались. Погребения восточных славян имели одинаковый характер и сопровождались одинаковыми традициями (хоронили покойника в одежде, а иногда и в вооружении, которые он обычно носил при жизни).

Похожие материалы:

Подвижники литературного краеведения Липецкого края
Софья Васильевна Краснова – человек одарённый не только большим умом и талантом, но редкостным качеством – притягивать к себе людей. Когда разговариваешь с выпускниками Елецкого государственного университета самых разных поколений и упоми ...

Всеобщие духи
Для ненцев Вселенная делиться на три мира, населённых людьми, животными и различными божествами-духами, - Верхний, Средний и Нижний. Верхний мир (Нув, няны) состоит из семи слоёв; восьмой и девятый слои представляют собой бесконечное про ...

Такой город в России один - деревянное зодчество Вологды (дом Засецкого – памятник арх. XVIII в.)
Следующий объект нашего осмотра – деревянный одноэтажный дом Засецких с мезонином конца XVIII в. Внешний облик здания и расположенный перед ним палисадник напоминают сельские усадебные постройки. Такие дома в значительной степени определя ...