Декабристы в истории Омска

Страница 2

По ходатайству генерал-губернатора князя П.Д. Горчакова Семенов был назначен на должность столоначальника, а затем и управляющего вторым отделением Совета Главного управления Западной Сибири. Всеми ему доступными способами Семенов стремился бороться с укоренившимся в Сибири чиновничьим произволом. И.И. Пущин, после встречи с ним в Омске, писал в октябре 1839г. Е.П. Оболенскому, что Семенов «теперь занимает хорошее место, но трудно ему, бороться со злом, которого на земле очень много». Немало сил отдал Семенов на то, чтобы отстоять детище ссыльных декабристов – ялуторовское училище, против которого ополчились местные бюрократы.[3]

Семенова в 1841г перевели на службу советником в Тобольское губернское правление. Умер Семенов в Тобольске 10 июня 1852г.

С Омском некоторое время была связана судьба другого декабриста, поэта Николая Алексеевича Чижова (1803-1848), который служил в Омске в 1839-1842гг. в чине прапорщика в штабе Сибирского корпуса помощником начальника продовольственного отдела.

В Омск в 1846г. переехал еще один декабрист – Николай Васильевич Басаргин. Он получил разрешение поступить на службу в канцелярию пограничного управления сибирских киргизов. Однако в Омске Басаргин задержался ненадолго. В 1847г. он женился на вдове ялуторовского купца Медведева (доброго помощника Якушина в его просветительской деятельности) Ольге Ивановне, родной сестре Д.И. Менделеева. Уже на следующий год Басаргины перебрались в Ялуторовск, где размещалась большая колония их друзей по несчастью, ссыльных декабристов.

Безрадостную картину своего омского детства запечатлел в своих воспоминаниях сибирский писатель Николай Иванович Наумов (1838-1901). В его душу надолго запали впечатления регулярных экзекуций, проводившихся на крепостной площади, где провинившихся солдат и арестантов «секли и розгами, и палками, и шомполами от ружей. Далеко разносились крики терзаемых жертв», - вспоминал он.

Страницы: 1 2 

Похожие материалы:

Памятники архитектуры XVII в. Церковь Варлаама Хутынского
Церковь Варлаама Хутынского построена 1780 г. Несомненно, это один из самых красивых и оригинальных храмов Вологды того времени, выполненный в стиле раннего классицизма. Скорее всего при возведении храма был использован проект столичного ...

Развитие экологического самосознания башкир
Развитие экологического самосознания башкир Отношение человека к природе еще с древнейших времен являлось не только элементом сознания, но и было предметом рассмотрения в процессе формирования наиболее важного этапа становления сознания – ...

Священные места в жизни ненцев
По представлениям ненцев, земля – живая, а каждый холм, сопка, река озеро, море имеют своего хозяина – духа. Но имеются особые священные места, отмеченные высшей, сакральной значимостью. Ненецкие топонимы (идолы), обозначающие святые мест ...