Декабристы в истории Омска
По ходатайству генерал-губернатора князя П.Д. Горчакова Семенов был назначен на должность столоначальника, а затем и управляющего вторым отделением Совета Главного управления Западной Сибири. Всеми ему доступными способами Семенов стремился бороться с укоренившимся в Сибири чиновничьим произволом. И.И. Пущин, после встречи с ним в Омске, писал в октябре 1839г. Е.П. Оболенскому, что Семенов «теперь занимает хорошее место, но трудно ему, бороться со злом, которого на земле очень много». Немало сил отдал Семенов на то, чтобы отстоять детище ссыльных декабристов – ялуторовское училище, против которого ополчились местные бюрократы.[3]
Семенова в 1841г перевели на службу советником в Тобольское губернское правление. Умер Семенов в Тобольске 10 июня 1852г.
С Омском некоторое время была связана судьба другого декабриста, поэта Николая Алексеевича Чижова (1803-1848), который служил в Омске в 1839-1842гг. в чине прапорщика в штабе Сибирского корпуса помощником начальника продовольственного отдела.
В Омск в 1846г. переехал еще один декабрист – Николай Васильевич Басаргин. Он получил разрешение поступить на службу в канцелярию пограничного управления сибирских киргизов. Однако в Омске Басаргин задержался ненадолго. В 1847г. он женился на вдове ялуторовского купца Медведева (доброго помощника Якушина в его просветительской деятельности) Ольге Ивановне, родной сестре Д.И. Менделеева. Уже на следующий год Басаргины перебрались в Ялуторовск, где размещалась большая колония их друзей по несчастью, ссыльных декабристов.
Безрадостную картину своего омского детства запечатлел в своих воспоминаниях сибирский писатель Николай Иванович Наумов (1838-1901). В его душу надолго запали впечатления регулярных экзекуций, проводившихся на крепостной площади, где провинившихся солдат и арестантов «секли и розгами, и палками, и шомполами от ружей. Далеко разносились крики терзаемых жертв», - вспоминал он.
Похожие материалы:
Механизм этногенеза как инструмент исследования этнокультуры
Механизм этногенеза как инструмент исследования этнокультуры
Л.Н. Гумилёв рассматривал этнос как маргинальное образование, находящееся на стыке социального и природного миров и являющееся их связующим звеном. Этнос – это динамическая сис ...
Цыганская литература
Публикация цыганского фольклора
Литературный фольклор цыган состоит из песен (их текстовой составляющей), баек, до которых цыгане очень охочи, мифов, в том числе нерелигиозного содержания, семейных легенд, к которым цыгане относятся с бо ...
Административно-законодательные
условия деятельности церкви на территории Смоленской
области во время оккупации
“Нацистская церковная политика в оккупированных областях определялась общим отношением нацистов к славянам вообще к русским в частности. Файерсайд в работе “Крест и свастика” насчитывает до семи взаимно исключающих друг друга подходов: на ...