Свято-Екатерининский кафедральный собор

Страница 1

Из общей истории

Собор является главным храмом Екатеринодарской и Кубанской епархии. Свято-Екатерининский кафедральный Собор - один из самых больших храмов России, памятник архитектуры нашего города. Это центр духовной жизни Кубани.

Решение о постройке Собора было принято общественностью Екатеринодара 17 октября 1889 – через год после страшной катастрофы царского поезда, при которой члены августейшей семьи чудом остались живы. Незадолго до происшествия император Александр III с супругой и сыновьями посетили Екатеринодар. В честь избавления царской семьи от гибели и было решено построить в Екатеринодаре величественный собор с семью престолами.

Строительство самого большого в области собора шло 14 лет. Над проектом работал местный талантливый архитектор Иван Клементьевич Мальгерб. Храм был заложен 23 апреля 1900 г. на Екатерининской площади, где к тому времени располагалась уже обветшавшая деревянная церковь св. Екатерины 1814 года рождения. 24 марта 1914 г. года состоялось торжественное освящение главного престола.

Трудные годы в жизни прихода наступили после Октябрьской революции Собор пережил «обновленчество», в 1922 под видом помощи голодающим Поволжья был совершенно разграблен. Чудом избежал храм участи Собора Александра Невского. Кафедральный собор готовили к взрыву, якобы ради кирпичей. Спасителем собора оказался его создатель. Архитектору Мальгербу удалось убедить комиссию по разрушению храмов в нецелесообразности его уничтожения. 26 июня 1934 г. Епархиальное управление заявило, что община вследствие своей малочисленности распалась. Собор превратили в склад.

Возобновление богослужений произошло во время оккупации. К празднованию1000-летия Крещения Руси в Екатерининском соборе были проведены реставрационные работы.

В 2014 Собор готовится отметить свой 100-летний юбилей.

История Свято-Екатериненского кафедрального собора

При застройке Екатеринодара основатели города предусмотрительно оставили «пустопорожними» несколько кварталов, предназначая их для строительства в будущем чего-нибудь значительного. На одном из них, между современными улицами Мира и Орджоникидзе, Коммунаров и Седина, в 1814 году была построена церковь св. Екатерины. Инициатором её строительства был войсковой протоиерей Кирилл Россинский. В городе тогда имелись лишь Воскресенский собор в крепости и армянская церковь (находилась примерно там, где сейчас Пушкинская библиотека). Посещать собор ввиду отдалённости, многим горожанам было неудобно, да он и не всегда мог вместить всех желающих.

Подряд на постройку церкви взял казак Минского куреня (так тогда называли будущие станицы) Пётр Кучер, обещая по договору «работу эту производить как можно скорее и непременно кончить в год, если никакой мне остановки в доставлении леса, денег и провизии не случится». Лес должно было доставить к месту строительства, а денег за работу он запросил 4200 рублей (частями, по мере готовности). Кроме денег, полагалось ему по договору: «ржаной муки тридцать четвертей, пшеничной десять, пшена десять четвертей, соли 5 пудъ, сала 10 пудъ, яловок или быков десять, баранов пятьдесят, рыбы тарани три тысячи, сулы и разной рыбы две тысячи, олеи (постного масла) два ведра, водки десять вёдер…». Работу он обязывался выполнить «чистым мастерством» и так прочно, чтобы через три года никакой порчи не было, а «буде в ней окажется течь или порчь, должен я всё исправить собственным коштом». Церковь была обнесена оградой с тремя воротами.

Екатерининская церковь долгое время была придельной при Воскресенском соборе, чье духовенство и проводило здесь службы. Приходской, с собственным штатом, она стала в 1844 году. Поначалу был лишь один церковный причт, и богослужения проводились в праздничные дни. С назначением второго священника (1904 г.) службы стали ежедневными, вечером и днём. Когда названия определились (в основном это произошло в 1860-х), то Екатерининской стала называться и улица, прилегающая к площади с южной стороны (сейчас ул. Мира). Постепенно площадь озеленялась, и местная газета отмечала, что «чьи-то заботливые руки посадили и подсаживают здесь деревья, а ограда не исправлена, и коровы свободно разгуливают, разрушая всё». Причиной недостаточного благоустройства могло служить то, что более двух десятилетий площадь была ещё и торговой. Несмотря на благоустройство, мнение, что Екатерининская площадь – это окраина, бытовало ещё долго. Ссылаясь именно на это, члены городской думы в 1886 году проголосовали против строительства здесь, на «дарованных местах», женской гимназии, а предпочли купить для этого место близ Александро-Невского (Белого) собора, которое стоило 14-16 тыс. рублей (по тем временам недёшево), где и построили её (сейчас это 36-ая гимназия).

Страницы: 1 2 3

Похожие материалы:

Религиозная идеология хакасов, связанная с рождением ребенка
В исследовании циклов, связанных с рождением ребенка, невозможно обойти вниманием проблему осознания рождения человека согласно традиционным представлениям хакасов. Прежде всего мы имеем в виду религиозно-философские представления хакасов ...

Поселения
Основные типы поселений восточных славян сложились ещё в период феодализма. Они существовали и в Древнерусском государстве, бывшем общей колыбелью всех трёх восточнославянских народов. У русских, украинцев и белорусов главной отраслью сел ...

Алия и Маншук. Казахские девушки стали единственными Героями Советского Союза из «дочерей Востока»
Идут по алматинскому Арбату девочки двадцать первого века. Они красивые и молодые, они могут петь, целоваться и любить. Алия и Маншук тоже были молодые и красивые, они тоже хотели петь, целоваться и любить. Но они навсегда остались молоды ...