Строительство Забайкальской железной дороги. Основные даты

Страница 2

В ходе начавшейся в январе 1904 года Русско-японской войны железнодорожники, рабочие-строители совершили настоящий трудовой подвиг: менее чем за полтора года активных боевых действий они перебросили из центра России в Маньчжурию по однопутной магистрали пропускной способностью от восьми до десяти поездов в сутки 1,3 миллиона человек, 230 тысяч лошадей, 37 тысяч повозок, 2200 орудий, а после окончания боевых действий вывезли большую часть огромной массы войск обратно в Россию. Одновременно железнодорожники совместно с солдатами построили десятки разъездов и станций, что позволило вдвое увеличить пропускную способность Сибирской магистрали.

Поражение России в войне с Японией привело к отторжению Южно-Маньчжурской линии КВЖД, в результате чего оказалась под угрозой потери оставшаяся часть этой дороги. Поэтому в марте 1908 г. Государственная дума приняла решение приступить к строительству Амурской линии. В том же году развернулось сооружение последнего звена Транссиба — от Куэнги до Хабаровска ~ длиной около 2000 км. Прокладка восточного участка Амурской дороги была завершена в 1915 году. Открытие моста через Амур 5 октября 1916 года сделало рельсовый путь Транссибирской железной дороги непрерывным. Столицы соединились с Владивостоком надежной железнодорожной магистралью, полностью проходящей по российской территории.

Забайкальская железная дорога проходит по территории Читинской и Амурской областям.

Железнодорожная сеть в области представлена Забайкальским участком Транссибирской магистрали на юге и Байкало-Амурской магистралью на севере.

Забайкальская железная дорога – связующее звено между Восточно-Сибирской и Дальне-Восточной железными дорогами. Крайняя западная станция Петровский Завод (включительно), крайняя восточная – Архара (Амурская область, исключительно). Основная линия имеет ответвления, из них наиболее крупное – однопутная дорога южного направления Арская – Забайкальск (Кайдаловская ветвь) с собственными боковыми ветками Борзя – Соловьевск и Харанор – Приаргунск со своим дополнительным ответвлением Урулюнгуй – Краснокаменск. От Забайкальска существует выход на железную дорогу КНР, от Соловьевска – на железнодорожный путь Монголии.

По основной линии Забайкальской железной дороги далее на восток действуют ветки Приисковая – Нерчинск, Куэнга – Сретенск, Укурей – Ареда, Чернышевск-Забайкальский – Букачача, Сковородино – Рейново, Белогорск – Благовещенск, а также серия малодеятельных веток, особенно развитых в составе Читинского отделения Забайкальской железной дороги.

Строительство Забайкальской железной дороги как составной части Транссибирской магистрали началось 23 мая 1895 года. Ему предшествовали изыскания по трассе ж.д.экспедиций Г.В.Адрианова и О.П.Вяземского.

Строительство велось на участке от озера Байкал до пристани Сретенск на реке Шилке. Начальником постройки дороги был А.Н.Пушечников, его первым помощником – Г.В.Адрианов. 2 сентября 1895 ода состоялась закладка ж.-д.пути в 5 верстах к западу от Читы и станции Чита. В июле 1897 г. катастрофическое наводнение разрушило большие участки ж.-д.пути, в том числе на станции Чита. В сентябре 1898 г. начато строительство Кайдаловской ветки от станции Карымская до ст. Забайкальск длиной 355 км. 3 июня 1899 г. открыто временное движение на участке Сретенск – Чита. А 15 июля 1899 г. заложен вокзал Чита – город (Чита-II). 16 декабря 1899 г закончено строительство участка ж.д. от станции Мысовой до Сретенска, при этом встреча строителей произошла между ст.Толбага и Хохотуй на 345 версте. На ст.Толбага в честь этого события построена Толбагинская часовня. В 1900 г. на Кукинском перевале через Яблоневый хребет установлены из каменных блоков восточные и западные порталы тоннеля, на фасадах которых эмблема строительства Транссиба виде перекрещенных якоря и топора и тексты – в соответствии с направлением движения – «К Атлантическому океану», «К Великому океану». В январе 1900 г. открыто временное движение на участке Мысовая–Сретенск. В этом же году состоялось официальное открытие ежедневного движения поездов на участке Иркутск – Сретенск. С того времени Забайкальская железная дорога принята в эксплуатацию вместе с Читинскими главными железнодорожными мастерскими. 13 июля 1903 г. принята в постоянную эксплуатацию Китайско-Восточная железная дорога, что обеспечило выход России на Дальний Восток через территории Читинской области и КНР. В октябре 1905 г. открыто прямое железнодорожное сообщение Санкт-Петербург – Сретенск. Для соединения восточных и западных регионов в 1907 г. началось строительство железной дороги по территории России от ст.Куэнга до Хабаровска, строительство которой завершено в 1916 году.

В 1906–1907 гг. повторные изыскательские работы экспедициями Ф.Н.Дроздова и Е.Ю.Подруцкого. В 1909-1914 гг. строительство вторых путей от Иркутска до Карымской. В 1910 году окончена постройка головного участка Амурской железной дороги от ст.Куэнга до ст.Урюм. В декабре 1913 г. пошли поезда до Белогорска и Благовещенска.

Страницы: 1 2 3

Похожие материалы:

Начало ХХ века
В период летнего наступления кайзеровских войск в августе 1915 года Щучин был захвачен, ориентировочно в 20-х числах. В течение почти четырех лет жители местечка подвергались жестокой эксплуатации. Оккупационные власти вывезли оборудовани ...

Иван Купала (Рождество Святого Иоанна Крестителя, Иванов день, Заваркуш, Ярилин день, Ярила)
Один из важных праздников славянского календаря. В этот день 7 июля отмечается летнее солнцестояние, а в христианской традиции праздник в честь Рождества святого Иоанна Предтечи, Крестителя Господня. Церковь относит праздник к категории ...

Караизм
Монотеистическая религия со своими догматами, духовной иерархией, традициями. Восходит к первым векам нашей эры. Важную роль в становлении вероучения и объединении верующих в прошлом сыграл Анан бен Давид из Багдада. Расцвет караизма приш ...