Строительство Забайкальской железной дороги. Основные даты

Страница 2

В ходе начавшейся в январе 1904 года Русско-японской войны железнодорожники, рабочие-строители совершили настоящий трудовой подвиг: менее чем за полтора года активных боевых действий они перебросили из центра России в Маньчжурию по однопутной магистрали пропускной способностью от восьми до десяти поездов в сутки 1,3 миллиона человек, 230 тысяч лошадей, 37 тысяч повозок, 2200 орудий, а после окончания боевых действий вывезли большую часть огромной массы войск обратно в Россию. Одновременно железнодорожники совместно с солдатами построили десятки разъездов и станций, что позволило вдвое увеличить пропускную способность Сибирской магистрали.

Поражение России в войне с Японией привело к отторжению Южно-Маньчжурской линии КВЖД, в результате чего оказалась под угрозой потери оставшаяся часть этой дороги. Поэтому в марте 1908 г. Государственная дума приняла решение приступить к строительству Амурской линии. В том же году развернулось сооружение последнего звена Транссиба — от Куэнги до Хабаровска ~ длиной около 2000 км. Прокладка восточного участка Амурской дороги была завершена в 1915 году. Открытие моста через Амур 5 октября 1916 года сделало рельсовый путь Транссибирской железной дороги непрерывным. Столицы соединились с Владивостоком надежной железнодорожной магистралью, полностью проходящей по российской территории.

Забайкальская железная дорога проходит по территории Читинской и Амурской областям.

Железнодорожная сеть в области представлена Забайкальским участком Транссибирской магистрали на юге и Байкало-Амурской магистралью на севере.

Забайкальская железная дорога – связующее звено между Восточно-Сибирской и Дальне-Восточной железными дорогами. Крайняя западная станция Петровский Завод (включительно), крайняя восточная – Архара (Амурская область, исключительно). Основная линия имеет ответвления, из них наиболее крупное – однопутная дорога южного направления Арская – Забайкальск (Кайдаловская ветвь) с собственными боковыми ветками Борзя – Соловьевск и Харанор – Приаргунск со своим дополнительным ответвлением Урулюнгуй – Краснокаменск. От Забайкальска существует выход на железную дорогу КНР, от Соловьевска – на железнодорожный путь Монголии.

По основной линии Забайкальской железной дороги далее на восток действуют ветки Приисковая – Нерчинск, Куэнга – Сретенск, Укурей – Ареда, Чернышевск-Забайкальский – Букачача, Сковородино – Рейново, Белогорск – Благовещенск, а также серия малодеятельных веток, особенно развитых в составе Читинского отделения Забайкальской железной дороги.

Строительство Забайкальской железной дороги как составной части Транссибирской магистрали началось 23 мая 1895 года. Ему предшествовали изыскания по трассе ж.д.экспедиций Г.В.Адрианова и О.П.Вяземского.

Строительство велось на участке от озера Байкал до пристани Сретенск на реке Шилке. Начальником постройки дороги был А.Н.Пушечников, его первым помощником – Г.В.Адрианов. 2 сентября 1895 ода состоялась закладка ж.-д.пути в 5 верстах к западу от Читы и станции Чита. В июле 1897 г. катастрофическое наводнение разрушило большие участки ж.-д.пути, в том числе на станции Чита. В сентябре 1898 г. начато строительство Кайдаловской ветки от станции Карымская до ст. Забайкальск длиной 355 км. 3 июня 1899 г. открыто временное движение на участке Сретенск – Чита. А 15 июля 1899 г. заложен вокзал Чита – город (Чита-II). 16 декабря 1899 г закончено строительство участка ж.д. от станции Мысовой до Сретенска, при этом встреча строителей произошла между ст.Толбага и Хохотуй на 345 версте. На ст.Толбага в честь этого события построена Толбагинская часовня. В 1900 г. на Кукинском перевале через Яблоневый хребет установлены из каменных блоков восточные и западные порталы тоннеля, на фасадах которых эмблема строительства Транссиба виде перекрещенных якоря и топора и тексты – в соответствии с направлением движения – «К Атлантическому океану», «К Великому океану». В январе 1900 г. открыто временное движение на участке Мысовая–Сретенск. В этом же году состоялось официальное открытие ежедневного движения поездов на участке Иркутск – Сретенск. С того времени Забайкальская железная дорога принята в эксплуатацию вместе с Читинскими главными железнодорожными мастерскими. 13 июля 1903 г. принята в постоянную эксплуатацию Китайско-Восточная железная дорога, что обеспечило выход России на Дальний Восток через территории Читинской области и КНР. В октябре 1905 г. открыто прямое железнодорожное сообщение Санкт-Петербург – Сретенск. Для соединения восточных и западных регионов в 1907 г. началось строительство железной дороги по территории России от ст.Куэнга до Хабаровска, строительство которой завершено в 1916 году.

В 1906–1907 гг. повторные изыскательские работы экспедициями Ф.Н.Дроздова и Е.Ю.Подруцкого. В 1909-1914 гг. строительство вторых путей от Иркутска до Карымской. В 1910 году окончена постройка головного участка Амурской железной дороги от ст.Куэнга до ст.Урюм. В декабре 1913 г. пошли поезда до Белогорска и Благовещенска.

Страницы: 1 2 3

Похожие материалы:

Турки
Основную часть населения современной Турции составляют этнические турки, принадлежащие тюркской этнической группе народов. Турецкая нация начала складываться в XI-XIII вв., когда проживавшие на территории Средней Азии и Ирана тюркские ско ...

О рабочих литейного завода (1795 - 1800 гг.)
луганск завод ремесло С казенным Луганским заводом и его угольными разработками связано образование наиболее значительной группы квалифицированных рабочих дореволюционного Донбасса 14 ноября 1795 г был утвержден именной указ Екатерины I ...

Из истории создания женских монастырей на Северном Кавказе во второй половине XIX – начале XX веков
Из истории создания женских монастырей на Северном Кавказе во второй половине XIX – начале XX вв. Русские православные монастыри играли значительную роль в социально-экономической и духовной жизни Российской империи. Согласно данным ...