Приемы ухода за младенцем

Страница 1

Сразу после рождения ребенка, как уже говорилось, обмывали теплой подсоленной водой. На небольшой таз с водой бросали одну большую ложку (с верхом) соли. Эта мера предохраняла тело ребенка от ранок, воспалительных процессов, потницы и т.д. После обмывания тельце смазывали сметаной, свиным жиром, но предпочтительнее было масло, полученное при приготовлении традиционного хакасского блюда потхе. Оно делалось на огне из сметаны, муки и соли. При этом вытапливалось большое количество жира. Кроме того, перед первым кормлением ребенку смазывали маслом рот и язык, а матери – грудь. Хакасы мотивировали эти действия необходимостью кормления богини Умай. В дальнейшем в течение двух месяцев младенца старались мыть по возможности каждый день. После чередовали обмывание подсоленной водой и смазывание маслом через день. В результате этих процедур кожа ребенка была гладкой, крепкой, упругой и здоровой.

Зимой ребенка старались мыть как можно реже. Это было вызвано опасением простудных заболеваний. После года в зимний период тело густо натирали маслом или жиром и растирали жесткой тканью. Грязь смешивалась с жиром и легко сходила с кожи.

Если ребенок вел себя беспокойно, то нередко причину этого видели в появлении определенного волоса который следовало удалить. Чаще всего, по представлениям хакасов, такие волосы могли появиться на спине и шее ребенка. Для их удаления скатывали из недопеченного хлеба или теста небольшие шарики и растирали ими спину, шею ребенка. Как правило, после этой процедуры младенец становился спокойным.

Ногти детям не стригли, мать откусывала их. Запрещалось бросать их в огонь, воду или на ветер. Ногти, как домашний мусор, закапывали где-нибудь в стороне от дома. Когда же ребенок подрастал и ногти его отвердевали, мать делала на них надрез ножом, а затем отрывала руками.

Здоровье ребенка было постоянной заботой семьи общества в целом. В традиционной культуре хакасов был накоплен огромный опыт знаний по народной медицине Большое значение при лечении детей и взрослых хакасы придавали приемам магического характера.

Как мы уже отмечали выше, главным охранителем жизни и здоровья ребенка считается богиня Умай-иче. Она незримо для людей находится рядом с ребенком с момента появления его на свет и до того возраста «когда ребенок начнет ходить и свободно говорить (примерно до трех лет)» [Потапов Л.П., 1973. С. 271]. После этого Умай покидает ребенка и у него остается только кут, который находится в человеке вплоть до его смерти.

Ребенок заболевал тогда, когда Умай или кут покидали тело, или тогда, когда кто-нибудь из шаманов похищал их у ребенка. Поэтому часто при заболеваниях детей хакасы обращались за помощью к шаманам. Во время камлания шаман узнавал, похищена душа ребенка другим шаманом или же она сама его покинула. В последнем случае шаман совершал специальное камлание. Для этого «около больного ребенка он втыкал молодую березку, на которую старался „загнать" ушедшую Умай (или кут) заболевшего ребенка, кропил ее молоком, а потом обнимал, ловил ее бубном и вбивал в больного (сильным ударом по бубну)» [Потапов Л.П., 1973. С. 271]. Считалось, что после этой процедуры ребенок обязательно должен выздороветь.

Если Умай или кут были умышленно похищены другим шаманом, то камлающий мысленно пускался на поиски, «находил» вора и отбирал у него Умай или кут. Сценарий обряда мы уже описывали, когда речь шла о зачатии ребенка в семьях, где дети «не держались».

Иногда хакасы могли сами, без помощи шамана, вернуть Умай. В каждой юрте, где были дети, хранился тос (семейный охранитель), отождествлявшийся хакасами с образом богини Умай. Символом ее являлся небольшого размера лучок со стрелой [Потапов Л.П., 1973. С. 271] Для девочек это могло быть веретено. Тос постоянно «подкармливался кашицей и молоком» [Патачаков К.М., 1958. С. 95].

Хакасы полагали, что спасение от несчастий (а также болезнен) приносили различные духи-покровители (тос), изображения которых в большом количестве имелись в их домах и юртах. Культ тос'ей у хакасов был очень развит, они совершали им постоянные жертвоприношения с целью получения избавления от болезнен, несчастья, получения урожая и т. д. Но лечение детей не ограничивалось одним только поклонением тос'ям.

Некоторые методы лечения в реальности давали отрицательный результат. При лечении желтухи ребенка обливали девятью ведрами холодной воды. После такой процедуры большинство детей погибало от воспаления легких. Обливание водой в количестве 9 ведер свидетельствует об особом, магическом отношении к числу 9. Это число в представлениях многих народов Сибири носит сакральный характер (у хакасов даже запрещалось произносить эту цифру, а если возникала необходимость называть ее, то говорили иносказательно, например, «восемь и один» или «десять без одного» и т. д.) Несчастливыми считались и числа, кратные девяти, их также старались не произносить. Хакасы полагали, что самые тяжелые годы для человека это 9 лет, 19, 29, 39 и т. д. Если пережить этот год, то следующие 10 лет можно жить, не опасаясь за свое здоровье и спокойствие. Видимо, болезнь ребенка могла быть унесена с водой силой, значимостью этого числа.

Страницы: 1 2

Похожие материалы:

Развитие толерантности на современном этапе
На настоящем этапе развития наций и межнациональных отношений социально-психологические проблемы их жизнедеятельности вышли на первый план. Это закономерно обусловлено как ростом национального самосознания, так и кризисными явлениями в об ...

Заговоры
Заговоры и заклинания – прозаические произведения магического характера и практического назначения. Художественную природу жанра определяет, с одной стороны, связанная с анимизмом стихийная поэтизация древних верований, с другой – важное, ...

Просветительское движение в Омске
В начале 70-х годов в Омске жил писатель Николай Иванович Наумов. Выпускник Петербургского университета, член «Сибирского землячества». Все силы своего таланта и ума писатель посвятил сибирскому народу. В Омске Наумов написал рассказы из ...