Жертвы политических репрессий

Страница 3

Из нашего села были репрессированы:

Хотя нам кажется, что те времена остались в прошлом веке, но сегодня есть свидетели и жертвы тех суровых времен. В сердцах, которых остались только горькие воспоминания…

Из воспоминаний Тадыровой (Петуховой) Раисы Петровны …

Родилась в 1931 году 19 февраля в с. Кош-Агач в семье Петухова Петра Сергеевича и Петуховой Евдокии Александровны. Отец Был простым строителем, мама работала, кем приходилось, так кроме меня были ещё две сестры. Детство помню плохо, когда мне исполнилось, 5 лет, нас с родителями выслали в Казахстан, это был 1936 год. Прибыли мы на станцию Шартанды, После нас раскидали по точкам, поселили нас в 35 точку. Жить было негде, строили землянки, которые были вкопаны в земли. Зимой строили бараки. Жили очень тяжело. Все что, было, забрала комендатура, скот угнали, пятистенный дом, в котором жили две семьи отобрали.

Поселившись, отец стал работать комбайнером, мама дояркой, чтоб на что-то жить, на что-то поднимать детей. После ссылки жили тяжело, а потом началась война. В 1941 году забрали отца на войну, 44-м году получили похоронку… Маме стало трудно одной поднимать нас, тогда я бросила школу и пошла работать, чтобы жить. Пахала, боронила землю на быках. Вставали когда зарело, ложились когда солнце заходило, одеть было нечего, ходили до самой осени без обуви. Каждое утро была перекличка, люди умирали, гибли от голода, от недоедания. Что было у мамы, все продавали, чтобы выжить.

Выжили…, создали свои семьи. Вернулась я на свою родину в 58-м году. Вышла замуж воспитала детей. Чтобы возжечь лампаду памяти побывала в Казахстане, в поселке Алтайское, в лагере № 35.

Отец Садыкпаев Дарментай родился 23 апреля в 10-м году в селе Беляши Кош-Агачского района в семье простого крестьянина.

Его родители были признаны кулаками, так как имели в хозяйстве 2-х коров, лошадь, дом и в 1936-м голу были сосланы на ссылку в Казахстан. Дарментай как сын кулака с женой и двумя детьми тоже был выслан. В Казахстане при тяжелых условиях жизни умерли жена и 2-е детей. В 1945 году женился на Петуховой Евдокии и вместе со сводными детьми воспитали 8-х детей. Переехали в Кош-Агач 1954 году. Совместно прожили 53 года. При жизни имели 16 внуков, 20 правнуков. Умер 1998году, на 88-м году жизни.

По воспоминаниям Абышева Улукбека…

…Отец был простым колхозником и занимался изготовлением каркаса войлочных юрт. Занимался соколиной охотой. Большую часть трудовой жизни проработал чабаном колхоза Чаган-Узун. Стоянка отца находилась в местечке "Красная Горка". В семье было 6 детей: 2 мальчика и 4 девочки.

Мать Мандышканова Тошай помогала отцу.

В 1937 голу отца арестовали. Был летний день (толи в июне толи в июле) во время обеда. На лошади прибыл уполномоченный НКВД и отца увел. Перед уходом отец выпустил на свободу своего сокола который в течении 3-х дней кружил возле дома. Через несколько дней конфисковали все имущество и мы остались ни с чем.

После ареста мать продолжала дело отца – работала чабаном. Позже перебрались в село. Мать до самой смерти проработала в колхозе.

13 сентября 1937 года – постановлением тройки НКВД отец расстрелян в селе Кызыл-Озек. 14 ноября 1957 года постановлением Президиума алтайского краевого суда отец реабилитирован.

По словам моей бабушки, Бажановой Бопан, она родилась в 1922 году в осенние месяцы, так как свидетельства о рождении не имеет, а в архиве ЗАГСа отсутствует актовая запись о рождении. Первый паспорт был выдан в 40-х годах без свидетельства рождения. Отец Бажанов Сойтнак, 1884 года рождения, уроженца урочища Чаган-Узун, проживал в с. Мухор-Тархата. По ее воспоминаниям, когда отца репрессировали ей было примерно 6-7 лет. Он был репрессирован по статье 58-10 УК РФСР к 8 годам лишения свободы с поражением в правах на 5 лет, арестован 18 ноября 1937года.

Заключение

Для достижения поставленных мною цели и задач, я поработала с архивными документами и литературой касающиеся темы политических репрессий, провела беседы с теми людьми, которые были жертвами репрессий. Главная мотивация моей работы заключается в том, чтобы привлечь своих сверстников к знанию и уважению истории не только России но и своей малой Родины.

Исходя из своей работы сделала заключение, что по разным сведениям архивных и литературных документов число раскулаченных составило от 3,5 до 9 миллионов человек. Часть из них было брошено в тюрьмы, а основную массу, включая женщин, стариков и детей переместили в отдаленные районы губерний или отправили под конвоем в качестве "спецпереселенцев" в трудовые лагеря Сибири и севера. В те времена эти страшные беды коснулись каждого человека не исключая даже детей и стариков.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие материалы:

Девичник и мальчишник
Накануне свадьбы устраивался девичник и мальчишник или польтерабенд 1. В городе этот прощальный вечер молодёжи происходил в доме невесты, в некоторых местностях прощальные вечера невесты и жениха происходили раздельно. Среди зажиточных сл ...

Русские частушки
Специфика композиции частушки всецело обусловлена особенностями родовой природы, содержания, условий бытования и назначения этого жанра. Частушки относятся к лирическому роду поэзии. Их главное назначение не в том, чтобы подробно рассказ ...

Развитие искусства в г. Красноярске (XIX в.)
Первая половина 19 века для России была переломной эпохой, когда феодализм сменялся капитализмом. Существует две противоположные точки зрения на степень развития новых отношений в Сибири. И.И. Лекин, Л.И. Светличная, В.Г. Карцов и другие ...