Социальные традиции жизни народов Дагестана
танский народ менталитет
Работа посвящена вопросам этнической самоидентификации дагестанских народов и особенностям национального менталитета. В качестве объекта анализа выбран второй по численности дагестанский народ – даргинцы.
Актуальность темы работы связана с социологическим пониманием нации. Анализ происходящих в мире и в нашей стране процессов показывает, что одной из важнейших проблем современной цивилизации становится этнический фактор. Именно он в последнее время является определяющим в общественном развитии - социальном, экономическом, духовном. Еще более важно отметить, что все сферы жизни общества сегодня представлены, если хотите, в «этнической упаковке» (т.е. проявляют себя в национальной окраске). Естественным в этих условиях является обращение к традиционным этносам, которые в большей степени, нежели современное население больших городов, сохранили специфический уклад, почти целостную национальную структуру самосознания, что обеспечивает во многом их устойчивость к социальным изменениям, повышает стабильность этих общественных групп и их укорененность в настоящем. Ядром традиционных этносов является порядок и образы реальных, но символически трактуемых событий прошлого, которые определяют меру и природу социальных и культурных изменений.
Традиции в таких обществах являются как символом непрерывности, так и определителем пределов инноваций. Преемственность, воспроизводимая молодым поколением, осуществляет непрерывность традиций и одновременно создает возможность проникновения инноваций в молодежную субкультуру. Сегодня для науки и для общества в целом характерно стремление к замене утерянных социальных идеалов новыми, национальными, способными помочь в восстановлении нарушенной идентичности. Этим объясняется и значительный интерес к истории своего народа, который наблюдается в настоящее время, к своей культуре, мифам, традициям, религии. Специфика менталитета вызывает интерес и у политиков, которые стремятся воздействовать на процесс формирования идеологии и повысить социальную адаптацию людей. Под спецификой менталитета мы понимаем не какую-то особую психологию, а особенности психологии народа, преломляющиеся в самосознании индивида, это самосознание направлено на восприятие и осмысление себя и окружающего мира в соответствии с традиционными установками, которые, как отмечает А. Деркач, «словно фильтр очищают его психику от того, что для нее в национальном отношении чуждо и задают размер и направление этого восприятия». Сегодня актуальна политологическая трактовка «нации», наиболее приемлемая для взаимосвязи науки и практики, в частности российской. Нельзя рассматривать нацию как однозначно определенную социально-биологическую данность. Осознать себя как нацию возможно только в сравнении «своих» и соседей. Самосознание нации структурно состоит из сопоставлений и противопоставлений. В той степени, в какой изменяется окружающая среда, меняется и самовосприятие нации. Это значит, что нация мобильна и всегда является результатом взаимосвязи в обществе.
Цель работы может быть определена как «выявление факторов национальной идентификации», а в качестве основной задачи можно назвать определение того, как эти факторы проявляются применительно к народам Дагестана. Другие задачи работы (классификация типов этнической самоидентификации; объяснение этих типов с психологических позиций) можно считать второстепенными.
Работа состоит из двух глав. Первая глава рассматривает этнодемографические и этносоциологические характеристики даргинцев, вторая глава представляет собой анализ особенностей менталитета даргинцев в связи с их обычаями (здесь в качестве источника использована публикация М.З.Османова). Принимая во внимание, что ислам предполагает единство имени и именуемого, вопросы взаимосвязи менталитета и именования выделены в особый параграф главы. Вторая глава работы представляет собой обработку социологического исследования, проводившегося по районам компактного проживания даргинцев в Республике Дагестан (Сергокалинском, Левашинском, Акушинском, Кайтагском) и городах Махачкале, Каспийске и Избербаше. Всего опрошено 1816 человек, из них свыше 70 % - в возрасте от 20 до 35 лет.
- Демографические и исторические сведения о даргинцах
- Обычаи и традиции даргинцев
- Выражение особенностей менталитета в именовании
- Выражение особенностей менталитета в традициях, обычаях и поведении
- Заключение
Похожие материалы:
Семантика мужских неканонических имён
Назвать человека, дать ему имя, преодолеть хаотическую текучесть жизни - значит сделать мир осмысленным.
А.Ф. Лосев
Имя – личное название человека, даваемое при рождении, часто вообще личное название живого существа. Имена встречаются м ...
Благовещенье
Великий двунадесятый Богородичный праздник православной церкви (Благовещенье Пресвятой Богородицы). 7 апреля церковь вспоминает возвещение архангелом Гавриилом Пресвятой Деве Марии о предстоящем рождении его Иисуса Христа (Об этом событии ...
Исторические данные о переселении и дискуссии греков в Приазовье
Прошло более двух веков, как греки поселились в Приазовье. Однако до сих пор не только не написана история их жизни в Приазовье, но остается много спорных вопросов по самому, казалось бы, исследованному из них – переселению из Крыма в При ...