Социальные традиции жизни народов Дагестана

танский народ менталитет

Работа посвящена вопросам этнической самоидентификации дагестанских народов и особенностям национального менталитета. В качестве объекта анализа выбран второй по численности дагестанский народ – даргинцы.

Актуальность темы работы связана с социологическим пониманием нации. Анализ происходящих в мире и в нашей стране процессов показывает, что одной из важнейших проблем современной цивилизации становится этнический фактор. Именно он в последнее время является определяющим в общественном развитии - социальном, экономическом, духовном. Еще более важно отметить, что все сферы жизни общества сегодня представлены, если хотите, в «этнической упаковке» (т.е. проявляют себя в национальной окраске). Естественным в этих условиях является обращение к традиционным этносам, которые в большей степени, нежели современное население больших городов, сохранили специфический уклад, почти целостную национальную структуру самосознания, что обеспечивает во многом их устойчивость к социальным изменениям, повышает стабильность этих общественных групп и их укорененность в настоящем. Ядром традиционных этносов является порядок и образы реальных, но символически трактуемых событий прошлого, которые определяют меру и природу социальных и культурных изменений.

Традиции в таких обществах являются как символом непрерывности, так и определителем пределов инноваций. Преемственность, воспроизводимая молодым поколением, осуществляет непрерывность традиций и одновременно создает возможность проникновения инноваций в молодежную субкультуру. Сегодня для науки и для общества в целом характерно стремление к замене утерянных социальных идеалов новыми, национальными, способными помочь в восстановлении нарушенной идентичности. Этим объясняется и значительный интерес к истории своего народа, который наблюдается в настоящее время, к своей культуре, мифам, традициям, религии. Специфика менталитета вызывает интерес и у политиков, которые стремятся воздействовать на процесс формирования идеологии и повысить социальную адаптацию людей. Под спецификой менталитета мы понимаем не какую-то особую психологию, а особенности психологии народа, преломляющиеся в самосознании индивида, это самосознание направлено на восприятие и осмысление себя и окружающего мира в соответствии с традиционными установками, которые, как отмечает А. Деркач, «словно фильтр очищают его психику от того, что для нее в национальном отношении чуждо и задают размер и направление этого восприятия». Сегодня актуальна политологическая трактовка «нации», наиболее приемлемая для взаимосвязи науки и практики, в частности российской. Нельзя рассматривать нацию как однозначно определенную социально-биологическую данность. Осознать себя как нацию возможно только в сравнении «своих» и соседей. Самосознание нации структурно состоит из сопоставлений и противопоставлений. В той степени, в какой изменяется окружающая среда, меняется и самовосприятие нации. Это значит, что нация мобильна и всегда является результатом взаимосвязи в обществе.

Цель работы может быть определена как «выявление факторов национальной идентификации», а в качестве основной задачи можно назвать определение того, как эти факторы проявляются применительно к народам Дагестана. Другие задачи работы (классификация типов этнической самоидентификации; объяснение этих типов с психологических позиций) можно считать второстепенными.

Работа состоит из двух глав. Первая глава рассматривает этнодемографические и этносоциологические характеристики даргинцев, вторая глава представляет собой анализ особенностей менталитета даргинцев в связи с их обычаями (здесь в качестве источника использована публикация М.З.Османова). Принимая во внимание, что ислам предполагает единство имени и именуемого, вопросы взаимосвязи менталитета и именования выделены в особый параграф главы. Вторая глава работы представляет собой обработку социологического исследования, проводившегося по районам компактного проживания даргинцев в Республике Дагестан (Сергокалинском, Левашинском, Акушинском, Кайтагском) и городах Махачкале, Каспийске и Избербаше. Всего опрошено 1816 человек, из них свыше 70 % - в возрасте от 20 до 35 лет.

Похожие материалы:

Архитектура и градостроительство Кыргызстана
Архитектура и градостроительство Освоение нынешней территории Кыргызстана для хозяйственно-бытовой жизни древними племенами началось ещё в каменном веке. В пещере «Сел-Ункюр» (находится около Айдарке на Ошской области, примерно 800—500 т ...

Дела заводские
Весь пореформенный период нижнетагильское хозяйство считалось самым крупным из горнозаводских округов Урала. В 1895 году на тагильском заводе было нанято 1733 человека. Всего в горном округе Демидовых работало 16882 человека, том же году ...

Охрана пещеры «Шульган-Таш»
Поскольку основным объектом охраны заповедника является дикая бортевая пчела, пещера является только лишней головной болью для начальства заповедника. Все еще усугубляется тем, что до развала СССР по реке Белой проходил всесоюзный водный ...