Стереотипы восприятия особенностей национального характера русских и немцев

Страница 2

В табл.2.1 даны виды и обозначения исследованных этностереотипов.

Таблица 2.1.-Матрица видов исследованных этностереотипов и их обозначения

Группа испытуемых

Объект оценивания

«Типичный русский»

«Типичный немец»

Русские

Автостереотип русских - АР

(представление русских о самих себе*)

Гетеростереотип немцев – ГН

(представление русских о типичном немце)

Немцы

Гетеростереотип русских – ГР

(представление немцев о типичном русском)

Автостереотип немцев – АН

представление немцев о самих себе)

* - данное разъяснение не является определением, а носит поясняющий характер

Особенности каждого из этих четырех этностереотипов оценивались дважды – в I серии с помощью прямой (эксплицитной) оценки и их обозначения маркировались индексом «э», во II серии – с помощью имплицитного метода и маркировкой индексом «и», в результате чего были получены 8 основных показателей: АРэ, ГРэ, ГНэ, АНэ; АРи, ГРи, ГНи, Ани [34].

Полученные данные были обработаны с помощью факторного анализа, результаты которого приведены в табл.2.2. Приведенное в табл.2.2 трехфакторное решение объясняет 85% всей изменчивости показателей и дает весьма четкую картину распределения показателей по факторам.

В первый фактор (F1) с наибольшими весами вошли показатели, полученные имплицитным методом (факторные нагрузки эксплицитных методов пренебрежимо малы). Данный фактор с полным основанием может быть назван нами фактором «имплицитных показателей». Во втором (F2) и третьем (F3) факторах наибольшие веса имеют эксплицитные показатели, отражающие этническую принадлежность (национальность) оцениваемых объектов. Фактор F2 объединил показатели, отражающие особенности сложившегося образа «типичный русский» у русских и у немецких испытуемых. Это позволяет обозначить этот фактор как «показатель русской национальности». Фактор F3 объединил показатели, отражающие особенности сложившегося образа «типичный немец» у русских и у немецких испытуемых. Это позволяет обозначить этот фактор как «показатель немецкой национальности».

Таблица 2.2.-Факторные веса показателей для оцениваемых объектов и разных методов исследования (И – имплицитный метод, Э – эксплицитный метод) [9].

Объект оценивания, метод исследования, показатели

Факторы

F1

«Имплицитные показатели»

F2

«Показатель русской национальности»

F3

«Показатель немецкой национальности»

«Типичный русский»

И

Автостереотип русских (АРи)

0,864

0,372

0,161

Гетеростереотип русских (ГРи)

0,905

-0,025

-0,293

Э

Автостереотип русских (АРэ)

0,180

0,919

0,025

Гетеростереотип русских (ГРэ)

0,153

0,746

0,305

«Типичный немец»

И

Автостереотип немцев (АНи)

0,851

0,313

-0,208

Гетеростереотип немцев (ГНи)

0,794

-0,436

0,078

Э

Автостереотип немцев (АНэ)

-0,167

-0,117

0,888

Гетеростереотип немцев (ГНэ)

-0,094

0,332

0,890

Процент дисперсии, объясняемой фактором

38

24

23

Такое распределение показателей по факторам позволяет сделать два важных вывода.

Во-первых, имплицитные и эксплицитные методы действительно измеряют либо разные явления, либо разные характеристики одного и того же явления, что подтверждает имеющиеся в литературе данные.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие материалы:

Шаманский камень
Одна из скал на берегу Лены имеет форму человеческой головы, это так называемая «личина». Местные жители считают это место священным, да и у современного человека при виде этого нерукотворного памятника замирает сердце. Местные жители гов ...

Благовещенье
Великий двунадесятый Богородичный праздник православной церкви (Благовещенье Пресвятой Богородицы). 7 апреля церковь вспоминает возвещение архангелом Гавриилом Пресвятой Деве Марии о предстоящем рождении его Иисуса Христа (Об этом событии ...

Пушкин на Южном Урале
урал пушкин краеведческий Главной целью классного часа является, используя историко-художественный потенциал региона, создать условия для формирования национального самоопределения личности, дать историко-культурный портрет Южного Урала ...