Стереотипы восприятия особенностей национального характера русских и немцев
В табл.2.1 даны виды и обозначения исследованных этностереотипов.
Таблица 2.1.-Матрица видов исследованных этностереотипов и их обозначения
Группа испытуемых |
Объект оценивания | |
«Типичный русский» |
«Типичный немец» | |
Русские |
Автостереотип русских - АР (представление русских о самих себе*) |
Гетеростереотип немцев – ГН (представление русских о типичном немце) |
Немцы |
Гетеростереотип русских – ГР (представление немцев о типичном русском) |
Автостереотип немцев – АН представление немцев о самих себе) |
* - данное разъяснение не является определением, а носит поясняющий характер
Особенности каждого из этих четырех этностереотипов оценивались дважды – в I серии с помощью прямой (эксплицитной) оценки и их обозначения маркировались индексом «э», во II серии – с помощью имплицитного метода и маркировкой индексом «и», в результате чего были получены 8 основных показателей: АРэ, ГРэ, ГНэ, АНэ; АРи, ГРи, ГНи, Ани [34].
Полученные данные были обработаны с помощью факторного анализа, результаты которого приведены в табл.2.2. Приведенное в табл.2.2 трехфакторное решение объясняет 85% всей изменчивости показателей и дает весьма четкую картину распределения показателей по факторам.
В первый фактор (F1) с наибольшими весами вошли показатели, полученные имплицитным методом (факторные нагрузки эксплицитных методов пренебрежимо малы). Данный фактор с полным основанием может быть назван нами фактором «имплицитных показателей». Во втором (F2) и третьем (F3) факторах наибольшие веса имеют эксплицитные показатели, отражающие этническую принадлежность (национальность) оцениваемых объектов. Фактор F2 объединил показатели, отражающие особенности сложившегося образа «типичный русский» у русских и у немецких испытуемых. Это позволяет обозначить этот фактор как «показатель русской национальности». Фактор F3 объединил показатели, отражающие особенности сложившегося образа «типичный немец» у русских и у немецких испытуемых. Это позволяет обозначить этот фактор как «показатель немецкой национальности».
Таблица 2.2.-Факторные веса показателей для оцениваемых объектов и разных методов исследования (И – имплицитный метод, Э – эксплицитный метод) [9].
Объект оценивания, метод исследования, показатели |
Факторы | ||||
F1 «Имплицитные показатели» |
F2 «Показатель русской национальности» |
F3 «Показатель немецкой национальности» | |||
«Типичный русский» |
И |
Автостереотип русских (АРи) |
0,864 |
0,372 |
0,161 |
Гетеростереотип русских (ГРи) |
0,905 |
-0,025 |
-0,293 | ||
Э |
Автостереотип русских (АРэ) |
0,180 |
0,919 |
0,025 | |
Гетеростереотип русских (ГРэ) |
0,153 |
0,746 |
0,305 | ||
«Типичный немец» |
И |
Автостереотип немцев (АНи) |
0,851 |
0,313 |
-0,208 |
Гетеростереотип немцев (ГНи) |
0,794 |
-0,436 |
0,078 | ||
Э |
Автостереотип немцев (АНэ) |
-0,167 |
-0,117 |
0,888 | |
Гетеростереотип немцев (ГНэ) |
-0,094 |
0,332 |
0,890 | ||
Процент дисперсии, объясняемой фактором |
38 |
24 |
23 |
Такое распределение показателей по факторам позволяет сделать два важных вывода.
Во-первых, имплицитные и эксплицитные методы действительно измеряют либо разные явления, либо разные характеристики одного и того же явления, что подтверждает имеющиеся в литературе данные.
Похожие материалы:
Петров день (Пётр-Павел, Петры и Павлы, Петро,
Петровки)
Великий православный праздник, посвящённый памяти первоверховных апостолов Петра и Павла, отмечается 12 июля. В этот день совершилось перенесение реликвий апостолов Петра и Павла из Рима в Санкт-Себастьяно. Событие это со временем забылос ...
История музея
Среди музеев Сибири Алтайский государственный краеведческий музей является одним из старейших. К 100-летию горно-заводского производства на Алтае в 1823 г. в г. Барнауле был основан ведомственный "Горный музей".
Инициаторами со ...
Мглин
В свое время Мглин был городом известным. Он упоминается в старинных документах, сохранились его описания и даже изображения, относящиеся ж XVII веку. В описи 1654 года сказано, что в местечке Мглин сохранились «две церкви деревянные - це ...