Нарастание кризисных явлений в жизни общества в 70-х - начале 80-х гг.
Соответственно, в центральном Дагестане определяющей ситуацию являются взаимоотношения сил: аварцы-даргинцы-кумыки-махачкалинский центр-малочисленные народы вкупе. Позже, сразу после рассматриваемого периода, в эту систему стало включаться ещё и духовенство. Между данными силами стали формироваться несколько линий общежития:
а) формирование явного силового лидера и соответственно силового варианта общежития, в современных условиях это военная власть.
б) конфедерация, дистанцирование этих сил друг от друга и формирование явной конфронтации между ними[27].
в) выстраивание союза между некоторыми из них (или всеми), политическое оформление устойчивого лидерства союзников и в силу этого появление возможности формирования новых форм обустройства отдельных этносов. Но этот вариант может привести к политической трансформации Дагестана.
В целом все три линии организации общежития в Дагестане получили свое выражение и развитие и у каждой из них есть свои союзники и противники. Со временем между ними появилась несовместимость, и они стали мешать друг другу, так, что реализация одного варианта приводила к ликвидации остальных. В результате между ними сложилось неустойчивое равновесие, а раз так, то особое значение каждый раз приобретали внешние влияния и процессы направленные на общую дестабилизацию обстановки в республике.
Национальные противоречия на бытовом уровне происходили всё чаще. Одно из крайних проявлений их произошло в самом начале рассматриваемого периода. Почти целую неделю (29 сентября - 3 октября 1964 года) «клокотал» город Хасавюрт. В беспорядках участвовали до 700 человек. Причина: чеченец изнасиловал девушку лакской национальности, и мужское население лакцев двинулось для отмщения на чеченцев. Оружие не применялось, убитых и раненых не было. К уголовной ответственности привлечены 9 человек (об этом сообщает Н. А. Зенькович в своей статье «Были ли в СССР народные бунты?»)[28]. Опасным предвестником национальных противоречий стало и начало оттока русских из республики в конце 70 – начале 80-х годов.[29]
Серьёзные упущения руководства республики отмечались и в других направлениях социально-политической сферы. Характерным примером является неудовлетворительное состояние молодёжной политики, необеспечение воспроизводства руководящих кадров и – как следствие – превращение молодого поколения рассматриваемого в «выпавшее» в последующие годы.
Молодежь наиболее мобильная социально-демографическая группа общества, реализующая его потенциал; именно по ее активности, ценностным ориентирам, социально-нравственной позиции судят о перспективах общества.
Молодежь Дагестана (контингент населения в возрасте от 16 до 29 лет) по данным Всесоюзной переписи 1979 года, составляла около четвертой части всего населения республики или около 400 тыс., а в 1989 году - 450 тыс. человек (по сравнению с1970 годом доля молодежи выросла и отмечается тенденция к дальнейшему росту). Распределение населения Дагестана (в том числе и молодежи) в городской и сельской местности неравномерно. В городах республики проживало 26,7 % молодежи, в сельской местности - немногим более 21%. Эта разница объясняется, прежде всего, тем, что в 70-80-х гг. усилился процесс миграции в города, а молодежь составляла значительную часть мигрантов. С другой стороны, значительная часть учащейся молодежи после получения высшего и среднего специального образования не желала возвращаться в свои сельские районы и под самыми разными предлогами старалась трудоустроиться в городах.
Похожие материалы:
Обряд погребения
Смерть, духа смерти ненцы представляли очень большим, у него на теле чёрные волосы, и он выглядит как человек. Его жилище – подземный чум, и он собирает у себя умерших. Со смертью у человека начинается другая жизнь, но там всё наоборот. П ...
История Саратова
Начиная с 6 века до н. э. по 5 век н. э., в Поволжье жили савроматы-сарматы. Около сел Суслы, Новой Липовки, Ровного и в других местах встречаются сарматские курганы, в которых найдены захоронения людей, предметы вооружения, украшения, бы ...
Предместья Оренбурга
Форштадт
. В середине 50-х годов XVIII века с восточной стороны крепости, начинаясь сразу за рвом, появляется первое поселение - казачья слобода, называвшаяся по церкви Георгиевской, или Егорьевской, а также Калмыцкой, так как большинство ...