Нарастание кризисных явлений в жизни общества в 70-х - начале 80-х гг.
Соответственно, в центральном Дагестане определяющей ситуацию являются взаимоотношения сил: аварцы-даргинцы-кумыки-махачкалинский центр-малочисленные народы вкупе. Позже, сразу после рассматриваемого периода, в эту систему стало включаться ещё и духовенство. Между данными силами стали формироваться несколько линий общежития:
а) формирование явного силового лидера и соответственно силового варианта общежития, в современных условиях это военная власть.
б) конфедерация, дистанцирование этих сил друг от друга и формирование явной конфронтации между ними[27].
в) выстраивание союза между некоторыми из них (или всеми), политическое оформление устойчивого лидерства союзников и в силу этого появление возможности формирования новых форм обустройства отдельных этносов. Но этот вариант может привести к политической трансформации Дагестана.
В целом все три линии организации общежития в Дагестане получили свое выражение и развитие и у каждой из них есть свои союзники и противники. Со временем между ними появилась несовместимость, и они стали мешать друг другу, так, что реализация одного варианта приводила к ликвидации остальных. В результате между ними сложилось неустойчивое равновесие, а раз так, то особое значение каждый раз приобретали внешние влияния и процессы направленные на общую дестабилизацию обстановки в республике.
Национальные противоречия на бытовом уровне происходили всё чаще. Одно из крайних проявлений их произошло в самом начале рассматриваемого периода. Почти целую неделю (29 сентября - 3 октября 1964 года) «клокотал» город Хасавюрт. В беспорядках участвовали до 700 человек. Причина: чеченец изнасиловал девушку лакской национальности, и мужское население лакцев двинулось для отмщения на чеченцев. Оружие не применялось, убитых и раненых не было. К уголовной ответственности привлечены 9 человек (об этом сообщает Н. А. Зенькович в своей статье «Были ли в СССР народные бунты?»)[28]. Опасным предвестником национальных противоречий стало и начало оттока русских из республики в конце 70 – начале 80-х годов.[29]
Серьёзные упущения руководства республики отмечались и в других направлениях социально-политической сферы. Характерным примером является неудовлетворительное состояние молодёжной политики, необеспечение воспроизводства руководящих кадров и – как следствие – превращение молодого поколения рассматриваемого в «выпавшее» в последующие годы.
Молодежь наиболее мобильная социально-демографическая группа общества, реализующая его потенциал; именно по ее активности, ценностным ориентирам, социально-нравственной позиции судят о перспективах общества.
Молодежь Дагестана (контингент населения в возрасте от 16 до 29 лет) по данным Всесоюзной переписи 1979 года, составляла около четвертой части всего населения республики или около 400 тыс., а в 1989 году - 450 тыс. человек (по сравнению с1970 годом доля молодежи выросла и отмечается тенденция к дальнейшему росту). Распределение населения Дагестана (в том числе и молодежи) в городской и сельской местности неравномерно. В городах республики проживало 26,7 % молодежи, в сельской местности - немногим более 21%. Эта разница объясняется, прежде всего, тем, что в 70-80-х гг. усилился процесс миграции в города, а молодежь составляла значительную часть мигрантов. С другой стороны, значительная часть учащейся молодежи после получения высшего и среднего специального образования не желала возвращаться в свои сельские районы и под самыми разными предлогами старалась трудоустроиться в городах.
Похожие материалы:
Пещера Шульган-Таш - уникальный культурно-исторический объект
С пещерой Шульган-Таш связано очень много легенд, интересных преданий, поверий и сказок. Самым поразительным является то, что основные действия во многих древних сказаниях и других фольклорных произведениях привязаны именно к пещере Шульг ...
Культура казаков, адыгов и ногайцев
КУЛЬТУРА КАЗАКОВ
Кубань, в силу особенностей своего исторического развития, является уникальным регионом, где на протяжении двух веков взаимодействовали, взаимопроникали и формировались в одно целое элементы культур южнорусских, восточно ...
Ремесла Древней Руси
Города средневековой Европы заметно отличались от древнерусских. Первые, как правило, не имели сельскохозяйственной агломерации, являясь местами жизнедеятельности бюргеров. Феодалы имели собственные поместья-замки; в городах их возможност ...