Особенности действия партийно-советской системы 1964-1985 гг. в Дагестанской АССР

Страница 4

При обсуждении задач, вытекающих из решений майского (1982 года) Пленума ЦК КПСС, также было высказано много предложений и замечаний. Участники сессий Советов внесли свыше 1400 предложений, направленных на успешное выполнение заданий Продовольственной программы, улучшение культурно-бытового обслуживания населения. И, как правило, эти предложения рассматриваются руководством ведомств, хозяйственных органов, по ним принимаются конкретные меры. Правда, не все предложения и пожелания граждан удовлетворяются в короткие сроки, то ли из-за недостаточности средств, материалов, техники, то ли lie-своевременности поставленного вопроса, нереальности проблемы. Важно то, что большинство поставленных вопросов решается положительно, на критику реагируют и главное, независимо от положительного или отрицательного решения внесенного предложения, Совет или депутат получает ясный и четкий отпет исполнителя[25].

Широкое участие граждан в государственных делах проявлялось и в их работе в органах народного контроля. Согласно статье 92 Основного Закона СССР «Советы народных депутатов образуют органы народного контроля, сочетающего государственный контроль с общественным контролем трудящихся на предприятиях, в колхозах, учреждениях и организациях».

В ДАССР существовало 4358 групп народного контроля и 863 поста с охватом 44205 человек. Во всех районах и городах были задействованы комитеты народного контроля. Органы народного контроля республики контролировали выполнение государственных планов и заданий, ведут борьбу с нарушениями государственной дисциплины, проявлениями местничества, ведомственного подхода к делу, с бесхозяйственностью и расточительством и т.д. В этих целях, кроме постоянно действующих, создаются и временные, по характеру сезонности работ, посты народного контроля. Например, в 1982 году во время уборки урожая сельхозкультур было создано и работало 1650 временных постов с охватом 6000 народных контролеров. Они провели более двух тысяч рейдов и проверок, которые дали хороший эффект. Кстати, одним из предложений Либерально-демократической партии в период думских выборов 2003 г. было восстановление органов народного контроля. Это свидетельствует о том, что опыт даже формальной, ограниченной демократии в условиях партийно-советской системы может быть востребован и в настоящее время, а также об определённой эффективности практики народного контроля.

В государственных делах граждане имели право участвовать также при осуществлении правосудия, когда представители народа выступали в качестве народных заседателей и представителей общественных организаций и трудовых коллективов.

В80-е годы в районные и городские народные суды республики избрано 5085 и в Верховный Суд ДАССР 495 народных заседателей из числа наиболее видных производственников и представителей учреждений и организаций. Среди народных заседателей районных (городских) судов 2662 рабочих и колхозника, или более 52 проц. их общего количества, 2274 члена и кандидата в члены партии, 1202 человека, или 23,6 проц. молодежи в возрасте до 30 лет, из них 574 члена ВЛКСМ. Народные заседатели принимали участие при рассмотрении уголовных и гражданских дел о судах первой инстанции и при осуществлении правосудия пользовались в соответствии с Конституцией СССР всеми правами судей.

В соответствии со статьей 94 Конституции СССР предусматривалось, что деятельность Советов должна строиться на основе коллективного, свободного, делового обсуждения и решения вопросов с широким привлечением граждан к участию в их работе.

В нашей республике в полной мере было осуществлено это требование Конституции. Только за 1964- 1981 гг. в работе Советов республики принимало деятельное участие более 350 тысяч депутатов и актива. Это значит, что более 40 процентов населения старше 18 лет прошло школу государственного управления. Из сказанного вытекает вывод о том, что в работе Советов, их органов управления, других общественных организаций (профсоюзы, комсомол, кооперативы), самоуправленческих организаций (народные контролеры, товарищеские суды и т. д.) принимало участие подавляющее большинство самодеятельного населения республики.

Вместе с тем в анализируемый период начали всё сильнее выступать противоречия общественно-политического развития, давшие толчки кризисным явлениям во всех сферах жизни общества как страны, так и республики.

Страницы: 1 2 3 4 

Похожие материалы:

Общая характеристика источников
В работе использовались рукописные и печатные памятники делового содержания XVII в., хранящиеся в филиале Тобольского государственного архива Тюменской области. Для анализа были взяты следующие источники: I. Дозорная книга 1624 г.; II. ...

Обзор культуры Вологодского края в 18 веке
Значение Вологды с конца XVII в. заметно уменьшается[2]. С построением Петербурга она оказывается в стороне от торговых путей и превращается в заштатный провинциальный город, в котором самыми яркими событиями были пожары (1762, 1769, 1773 ...

Подвижники литературного краеведения Липецкого края
Софья Васильевна Краснова – человек одарённый не только большим умом и талантом, но редкостным качеством – притягивать к себе людей. Когда разговариваешь с выпускниками Елецкого государственного университета самых разных поколений и упоми ...