Фольклор как результат исторического развития ногайского этноса

Страница 1

Исторический путь ногайского народа оставил глубокие следы в фольклоре.

В ногайском народном творчестве представлены языческие заговоры и заклинания, древняя календарная поэзия скотоводов и землепашцев, песни, сопровождавшие ногайцев от рождения до смерти. Среди них широко распространены песни колыбельные, детские, игровые, трудовые, лирические, песни-назидания, частушки, казацкие, исторические.

Обрядовая поэзия ногайцев представлена свадебными и похоронными песнями, а также широко бытующими песнями-здравицами (алгыс) и песнями-проклятиями (каргыс).[19, С. 45]

Большой, популярностью пользуются у ногайцев сказки, легенды, преданиям «хабары» — рассказы о реальных событиях, лицах и «таварых»— народные прозаические повести с элементами художественного вымысла.

Особое место в ногайском фольклоре принадлежит народному эпосу. Наконец, большое развитие получило афористическое творчество - афоризмы, пословицы, поговорки, загадки.

Как и у всех народов, основными носителями и распространителями фольклорных произведений с древних времен были певцы, сказители и другие исполнители, выделившиеся из народной среды. Среди них самое почетное место занимали «йырау»— исполнители героических поэм. Лирические дестаны исполняли «бахшы». Популярны были «энгимеши» — рассказчики легенд и преданий, «эртегиши»-сказочники, «шешен» — знатоки пословиц, поговорок, загадок и афоризмов. Слово «шешен» означает «мудрый», «красноречивый». Всеобщей любовью пользовались «йыршы» — исполнители всех видов песен, «шынгшы» — исполнители частушек (шынг, дияр, инар, бейит), «бозлаушы» - А.-Х. Ш. Джанибеков. Исполнители причитаний, «шуклаушы» — исполнители заговоров и заклинаний. Имена прославленных певцов прошлого, таких, как Коркут, Шез-баян, Кет-Буга Найманлы, Сыбра, Жиренше Шешен и многих других, ногайский народ бережно сохранил в памяти до наших дней.[15, С. 96] После Октября народные певцы и сказители своим искусством активно помогали ногайцам строить новую жизнь; партийные и советские органы окружили их заботой, организовывали публичные выступления и олимпиады.

В 1920-х годах крупнейшим певцом был Ажи-Молла йырау Ногман улы, погибший от рук врагов Советской власти. В 20—30-ые годы в Ногайских степях стали широко известны Муса йырау, Касым, а также Идрис Исхак улы, исполнявший цикл поэм «Сорок ногайских богатырей», Эстувган йырау, Узлюккен Амит кызы—исполнительница причитаний; на Кубани—Хаджи- Исхак Кумук улы, Бекмурза Исун улы (Болай йырау) и многие другие.[7, С. 78]

Из современных наиболее крупных исполнителей ногайского фольклора следует назвать в Ногайском районе Дагестана Курай Лукманова, Сулеймана Сарсеева, Юмали Аджимурзаева, Абдул-Керима Ганиева, Юманбета Койба- кова, в Нефтекумском районе Ставропольского края — Зеида Кайбалиева, Ногмана и Магомета Колдасовых, в Шелковском районе Чечено-Ингушетии — Али-Киси Кадрашова, в Карачаево-Черкесии Хаджи-Исхака Кумукова, Халила Найманова, Хангерея Джемакулова и др.

Во всех торжественных случаях в жизни ногайца звучат песня, поучительный рассказ, устраиваются состязания исполнителей. Стихотворные жанры ногайского фольклора неразрывно связаны с фольклором музыкальным. [14, С. 22]

Большинство ногайских музыкальных инструментов до нас не дошли. Среди сохранившихся имеются такие, как кобыз, домбра, дутар, сыбызгы, кабал, карнай, зурнай, даулбаз и др.

Современные народные сказители и "Певцы, в отличие от прежних, не являются профессионалами. Тем не менее они — главные хранители древнейших традиций сказительства.

Первые дошедшие до нас записи и публикации ногайского фольклора принадлежат Алибеку Шарапову и относятся к 1830 г. Во второй половине XIX — начале XX в. стали широко известны фольклористы А. Архипов, М. Османов, Н. Семенов, В. Радлов, Ч.Валиханов, Г. Ананьев, П. Фалев.[4, С. 35]

Страницы: 1 2 3

Похожие материалы:

Основание села
В год основания в селе Табаки насчитывалось 75 дворов (601 житель) [5; 122]. 18 октября 1819 года царское правительство приняло указ «Об устройстве задунайских переселенцев в Бессарабии», согласно которому каждая семья получила 60 десятин ...

Фольклор эвенков
Фольклор эвенков, обладающий большим разнообразием жанров, продолжает существовать там, где сохраняется эвенкийская языковая среда. Наиболее значительным жанром является героическое сказание; нимнгакан - у эвенков Якутии, Приамурья, нимка ...

Покров Пресвятой Богородицы (Покров день)
Народное название праздника православной церкви – Покрова Пресвятой Богородицы, который отмечается 14 октября. Установлен в память явления Богородицы во Влахернском храме в Константинополе. Это событие произошло в середине 10 века в царст ...