Обряды, связанные с родами

Особое положение женщины в традиционном обществе ненцев связано с её сакральным статусом, обусловленным так называемой «нечистотой» в критические дни и, особенно в период родов.

У ненцев не принято, чтобы мать запасалась необходимым по уходу за ребёнком до его рождения, - это должна делать бабушка. Когда же бабушки нет, будущей матери приходится самой заранее готовиться к предстоящему событию. Женщина готовилась стать матерью незаметно для окружающих. Летом собирала и сушила как можно больше мха. Мох сушат несколько дней на кочках, затем высушенный мох собирают в мешки. Зимой для женщин, имеющих маленьких детей, мох становиться предметом первой необходимости. Измельчённый в порошок мох играет роль талька, которым присыпают ребёнка, используя его супер пористую структуру. В литературе отмечается, что ненцы ставили специальный чум для роженицы – сакрально «нечистый» чум. Для этого выделялся отдельный чум, если зажиточный ненец имел двух, трёх жен, живших в разных чумах. В чуме ставились нарты, на которых собственно и происходили роды. Сами роды тоже протекали необычно роженица находилась в колено локтевом положении, головой на восток, и обязательно с распущенными волосами, считается, что через волосы уходит боль.

По случаю рождения приглашали гостей, в числе их была старая женщина, которую все почитали она хранительница обычаев – повитуха. Она посвящала ребёнка в мир людей, чтоб злые духи не унесли неокрепшую душу в подземный мир. Мужчины в первый день родов убивали оленя духу земли, череп и внутренности оставляли на том месте, где лежала роженица.

День рождение по ненецкому обычаю празднуют один раз в жизни, когда рождается ребёнок. Гости приносят подарки: одеяльца, сшитые из лоскутков оленьего меха, накидушичку из меха, которую подкладывают под голову ребёнка ; пелёнки из оленьей бороды; порошок из высохшей берёзы.

Люлька обычно в семье одна. В колыбель ребёнка кладут, когда отпадает пуповина. До этого он находится в сшитой шкуре, поэтому его так и называют - шкурным.

Похожие материалы:

Основоположник вологодской хирургии
В 1900-1906 гг. хирургом Вологодской губернской больницы был Николай Иванович Якубов. До этого он не менее 10 лет работал ординатором больницы. При нем расширился диапазон хирургических операций. Он удалял злокачественные опухоли, произво ...

Символический интеракционизм
Теория символов разрабатывается прежде всего в различных гуманитарных науках: филологии, эстетике, искусствознании, философии, социальной психологии (а также как особое направление в логике и математике). Особое значение для понимания роли ...

Миграционные процессы сельской местности на Ставрополье
В крае можно отметить существенные внутрирегиональные различия по доле вынужденных мигрантов, прибывших на Ставрополье. Больше всего вынужденных мигрантов «принял» город Ставрополь(10% от общего количества). Вторая группа территорий – это ...