Культурная жизнь енисейской провинции во второй половине XIX- начале XX века

Страница 1

В это время признаки оживления общественно-культурной жизни Красноярска особенно рельефно проявились в сфере образования. Либеральные реформы 1860-х гг. дали ощутимый толчок для приобщения к образованию широких демократических слоев населения. Большую роль в этом сыграли земства, взяв на себя основной груз по содержанию местных учебных заведений. Однако в Сибири нехватка общеобразовательных учреждений остро ощущалась. Так, на всю Енисейскую губернию к началу 1880-х гг. насчитывалось всего лишь 59 учебных заведений, в которых обучалось 2 687 учеников. Таким образом, одна школа приходилась более чем на 7 000 жителей губернии. Основным типом учебных заведений в губернии долгое время оставались двухгодичные приходские училища, где давали самое элементарное начальное образование. К 1863 г. в губернии действовало 36 двухклассных училища. Наряду с ними по инициативе общественности начинают создаваться школы, образовательные программы которых отличались более широким количеством предметов. Неполное среднее образование можно было получить в шестиклассных училищах, существовавших в Красноярске, Ачинске, Енисейске. Однако их выпускники не имели возможности продолжить свое дальнейшее образование кроме как в технических и ремесленных училищах. Таким образом, в начале 1860-х гг. в губернии не существовало учебных заведений, дававших полное среднее образование. Попытку восполнить этот недостаток в 1864 г. предпринял известный сибирский общественный деятель С. С. Шашков, открыв в Красноярске класс для мальчиков и девочек, обучение в котором шло по программе гимназии. Но поскольку это было частное учреждение, то доступ в него был возможен для ограниченного круга лиц, и потому его деятельность не сняла остроты вопроса. 1 февраля 1868 г. в Красноярске открылась мужская гимназия. Первый набор ее насчитывал 70 человек. Состав учеников комплектовался главным образом из детей дворян, чиновников и купцов. И в последующие годы он мало изменился. За 25 лет гимназию окончили всего лишь 144 ученика. Год спустя после открытия мужской гимназии в городе стала действовать женская прогимназия. По примеру Красноярска гимназии стали основывать и в других городах губернии. К 1890 г. их число выросло до шести, а количество учащихся составило 794 человека. Рост их численности сдерживался довольно высокой платой за обучение: к концу XIX в. она возросла до 30 руб. в год, и осложнялось многочисленными трудностями: отсутствовали библиотеки, не хватало учебной литературы, не были оборудованы кабинеты, плохо держались педагогические кадры.

Резкое увеличение переселенческого движения в Енисейскую губернию на рубеже XIX-XX вв. заметно актуализировало вопрос о расширении сети сельских школ. И хотя их число в это время начинает стремительно расти, все же общее количество - 781 школа к 1916 г. - не могло удовлетворить потребности в развитии народного образования. Нехватка школ приводила к тому, что только десятая часть детей могла получить образование. Между тем возраставшие потребности промышленного развития в квалифицированных кадрах поставили проблему введения всеобщего начального образования. Однако к ее практическому осуществлению оказался подготовленным только Красноярск. Здесь по решению городской думы в 1908 г. было объявлено о введении всеобщего начального образования. Во многом это стало возможным благодаря активной поддержке дела народного образования городской общественностью, по инициативе которой еще в 1884 г. было создано Общество попечения о начальном образовании. С января 1916 г. в Красноярске начал выходить педагогический журнал «Сибирская школа». Журнал знакомил учителей с новейшими методами обучения и воспитания, освещая проблемы сибирской школы и жизни сибирского учителя.

Малочисленность и разобщенность интеллигенции, удаленность от крупных научных центров тормозили становление местной науки. В итоге она делалась самоотверженными усилиями немногих энтузиастов. Так, уроженец Красноярска И.А.Лопатин в 1866 г. возглавил Туруханскую экспедицию, увенчавшуюся открытием Норильского медно-никелевого месторождения. М.Е.Киборт описал 219 видов птиц, обитавших в окрестностях Красноярска. Материалы экспедиций по исследованию орнитологической фауны Прикрасноярья сделали его имя известным в научных кругах страны и за рубежом. Известностью в научном мире пользовались труды по изучению флоры губернии и Сибири Я.Прейна, открывшего и описавшего ряд неизвестных ранее растений Сибири.

В начале 1890-х гг. в связи с проектированием Сибирской железной дороги развернулось геологическое изучение местности вдоль будущей трассы. По его результатам К. И. Богдановичем была составлена первая геологическая карта Красноярского, Канского и Ачинского округов. В 1893 г. известный исследователь Арктики Э. В. Толль изучил район Анабарской губы и Хатангского залива. Он впервые описал плоскогорье на междуречье Анабара и Попигая, сделал орографическое описание хребта Прончищева, собрал ценную палеонтологическую, зоологическую и этнографическую коллекции. Во время второй экспедиции в 1900 г. Толль организовал обширное геологическое исследование побережья Таймыра, провел геофизическое и метеорологическое изучение местности.

Страницы: 1 2

Похожие материалы:

Причины отмены некоторых праздников в Японии
Некоторые национальные праздники со временем обретают статус государственных и становятся нерабочими – это относится не только к Японии, это выражение справедливо для любой страны. Так же и государственные могут со временем утратить свой ...

Путь к современным российско-китайским отношениям
Председатель КНР Цзян Цзэминь заявил о необходимости международного сотрудничества на рубеже тысячелетий: «Большие страны должны уважать малые страны, сильные должны поддерживать слабых, а богатые – помогать бедным.». В своем обращении он ...

Основоположник вологодской хирургии
В 1900-1906 гг. хирургом Вологодской губернской больницы был Николай Иванович Якубов. До этого он не менее 10 лет работал ординатором больницы. При нем расширился диапазон хирургических операций. Он удалял злокачественные опухоли, произво ...