Культурная жизнь енисейской провинции во второй половине XIX- начале XX века

Страница 2

Важную роль в научном изучении сибирского края во второй половине XIX в. начинают играть местные музеи. В 1877 г. одним из первых краеведческих музеев в Сибири стал Минусинский музей. Инициатива его создания принадлежала городскому аптекарю Н. М. Мартьянову. Музей становится базой для многих научных экспедиций по изучению Енисейского Севера, в его работе принимают участие известные исследователи Арктики. В 1887 г. учителем Д.С.Каргополовым был открыт музей в Ачинске. Каргополову также принадлежала и заслуга создания в 1912 г. краеведческого музея в Канске.

Пионером в изучении археологических памятников палеолита на территории края можно назвать И.Т.Савенкова. В 1884 г. при раскопках на Афонтовой горе в окрестностях Красноярска он обнаружил стоянку древнего человека, отнесенную им к эпохе палеолита. Находка ученого имела сенсационный характер, так как коренным образом меняла научные представления о границах расселения человека в древности. Во второй половине 1880-х гг. Савенков совершает ряд экспедиций с целью обследования обширных районов среднего и верхнего Енисея и его притоков Кана, Бирюсы, Маны, Бузима. В 1907 г. возглавил Минусинский музей. Собранный им материал послужил основой для книги «Изобразительное искусство на Енисее», в которой он высказал новаторские мысли о датировке енисейских петроглифов и эволюции наскальной живописи к первобытным системам письменности. Исключительное значение для организации научного изучения Енисейской губернии имело создание в 1901 г. Красноярского подотдела Русского географического общества.

Заметная роль в культурной жизни края принадлежала печати. Ее начало было положено изданием «Енисейских губернских ведомостей» в 1857 г. Большую часть материалов газеты составляли официальная хроника и перепечатки из столичных газет. Лишь в 1889 г. красноярский учитель Е. Кудрявцев получил разрешение на издание газеты «Справочный листок Енисейской губернии». С 1895 г. газета стала издаваться под названием «Енисей», а с 1905 г. - «Сибирский край».

Рост культурных запросов проявился в отношении сибиряков к театру. Интерес к нему первоначально удовлетворялся главным образом за счет гастролировавших трупп, репертуар и постановки которых не отличались особенно высоким вкусом. Поэтому местная интеллигенция, жаждавшая видеть на сцене лучшие образцы театральной классики, нередко сама устраивала самодеятельные представления. В 1874 г. антрепренер А.Егоров организовал в Красноярске постоянную труппу. В 1887 г. красноярскими театралами было создано Общество любителей драматического искусства. С постройкой железной дороги в енисейскую провинцию все чаще стали приезжать столичные театральные труппы.

Большой популярностью у красноярцев пользовались музыкальные вечера, обычно проводившиеся в зале Общественного собрания. Концертировали в основном гастролеры. Увлеченность музыкой у отдельных красноярцев была столь велика, что возникло решение организовать свой музыкальный коллектив.

Самым ярким явлением в культурной жизни енисейской провинции в пореформенный период стало творчество выдающегося художника В.И.Сурикова, феномен которого выходит за рамки локальной культуры, приобретая общероссийское и мировое значение. Суриков в своем творчестве постоянно обращается к Сибири. Так с пребыванием в Красноярске связана картина Сурикова «Взятие снежного городка», сюжетом которой послужило любимое развлечение сибиряков, устраивавшееся обычно на масленичные гуляния.

На рубеже XIX-XX вв. в жизни населения Енисейской губернии происходят значительные перемены, так благодаря телеграфу и телефону до сибиряков начали быстрее доходить столичные новости, не так явно стала ощущаться изоляция провинции. Во внешнем облике городов губернии проступают новые черты. Если раньше в них преобладали деревянные постройки, мало чем отличавшиеся от деревенских усадеб, то к началу XX в. возрастает количество капитальных каменных строений, архитектуре которых присущ самобытный художественный стиль. В жизни горожан появляются новые увлечения, так в начале 1890-х гг. стала популярной езда на велосипеде.

Не менее популярным среди горожан становится кинематограф. Первый сеанс состоялся в Красноярске в 1897 г., а в начале XX в. в городе действовало уже три частных кинотеатра.

Городская интеллигенция стремилась как-то оживить и разнообразить досуг жителей. С этой целью было решено организовать народные чтения, которые по замыслу устроителей должны были популяризировать научные знания, приобщать к достижениям культуры и искусства. С 1885 г. такие чтения стали проводиться в Красноярске, а вскоре этому примеру последовала общественность и других городов губернии.

Таким образом, оживление в культурной жизни края, было связано с вовлечением его природных, экономических и культурных ресурсов в процессы, вызванные ускорением модернизации страны. Красноярцы внесли свой вклад не только в культурное развитие сибирского края, но и в сокровищницу всей русской культуры (и не только), дав миру имя своего земляка В.И. Сурикова.

Страницы: 1 2 

Похожие материалы:

Промышленность Луганска
Во второй половине ХVIII в после значительных побед России над Турцией быстрыми темпами пошло освоение Черноморского побережья, заселение донских степей к степей Приазовья крепостям, защищавшим южный край, и Черноморскому флоту были необх ...

Деревообделочные промыслы в деревне
Плотничество Плотничьи работы производились топором, являвшимся универсальным орудием, которым русский человек, по замечанию Льва Толстого, мог и дом построить и ложку вырезать. Древнерусские топоры обладали большим коэффициентом полезн ...

Выводы
обряд календарный фольклор заговор кубань В патриархальном обществе календарный праздник был связан с культом, обрядами и выполнял функцию регуляции эмоционального состояния и коллективного опыта. В обрядовом фольклоре закодирована идеол ...