Культурная жизнь Приенисейского края XVIII - начале XIX века

Страница 1

В первой половине XVIII в. наш край в своем поступательном развитии сделал значительный шаг вперед, хотя преобразования Петра I в области культуры слабо затронули Сибирь. Новое пробивало себе дорогу крайне медленно. Первая «специальная» школа, для детей мастеровых и солдат, открылась в 1740 г. при Луказском казенном заводе. В то же время, благодаря развитию книгопечатания, в крае расширился круг чтения. Известно, что в 1723 г. в Енисейске и Красноярске уже читали первую российскую газету «Ведомости». экко гайд

Особой популярностью у красноярцев в это время пользовалась военизированная игра «взятие снежного городка», которую впервые описал И. Г. Гмелин, и запечатлел на своей картине Суриков.

Впервые появляется и широко распространяется занесенный с Украины «вертеп», или кукольное представление. В ящике, разделенном на два отделения, зрители видели на большом бумажном барабане движущихся от теплого воздуха свечи раскрашенных кукол.

Началось системное научное изучение природы края, жизни и быта его населения. Так, спутник Д. Г. Мессершмидта шведский капитан Ф. И. Табберт составил первую карту Приенисейского края на математической основе. Особенно много сделал сухопутный отряд Второй Камчатской экспедиции, в состав которого входили академики Г. Ф. Миллер, И. Г. Гмелин, студент С. П. Крашенинников и др. Ученые работали на территории края несколько лет (1734-1735, 1739-1741) и оставили огромный разнообразный материал по всем основным отраслям научных знаний. В эти же годы, до 1743 г., в северных районах края работали члены морского отряда Второй Камчатской экспедиции. Лейтенант Д. Овцын прошел в 1737 г. Северным Ледовитым океаном из устья Оби в устье Енисея. Его преемник, штурман Ф. Минин, описал и занес на карту низовья Енисея и западное побережье Таймыра. Лейтенант X. Лаптев организовал сухопутное научное обследование почти неизвестного науке полуострова Таймыр. Он вместе с подштурманом Д. Стерлеговым, геодезистом Н. Чекиным и штурманом С. Челюскиным в 1740-1742 гг. впервые в мире выполнил подробную съемку таймырского побережья. В наше время там воздвигнут памятник, а имена героических моряков навечно остались на географической карте края.

Начало разложения феодализма дало новые импульсы для развития культуры в крае. Идеи просветителей и дворянских реформаторов становятся достоянием широких слоев общества, организуется сеть общеобразовательных школ. Расширяется и специальное образование, так в 1760 г. в Красноярске для детей духовенства открылась латинская школа. Первым учителем являлся Григорий Скрябин, дьякон Красноярской соборной церкви. Обучая детей, он не ограничивался рамками программы, организовал театральный кружок и пытался ставить разного рода пьесы, часть которых сочинил и положил на музыку сам. С именем Скрябина связывают и начало литературной жизни Красноярска. Общеобразовательные школы (малые народные училища) открываются в Енисейске и Красноярске в 1790 г., в которых обучались дети всех сословий. Школа в Красноярске была самой крупной в Сибири. В ней училось сто детей, в том числе и девочки.

Другим крупным событием в культурной жизни края было открытие в 1784 г. в Красноярске первой в стране уездной публичной библиотеки.

Значительно изменился и внешний облик городов края. От времени и пожаров исчезли крепостные укрепления. Вместо слюды и бычьих пузырей в окнах стало появляться стекло. Увеличилось число каменных строений в Енисейске — все семь церквей стали каменными. В Красноярске первым зданием из кирпича стал Рождественский (Воскресенский) собор на Стрелке, который возвели в 1773.

Положение окраины и пестрое происхождение русского населения обусловили длительное бытование московского барокко и классицизма в их сибирских вариантах. Сибирское барокко отразило традиции русского и украинского культового зодчества (Воскресенский собор в Енисейске, 1782 г., красноярская Покровская церковь). Затем облик городов стали определять «образцовые проекты», бесплатно рассылавшиеся по многим городам России. Выполненные в духе провинциальной классики, они были призваны вывести градостроение на новый качественный уровень. Эту же цель преследовало и насаждение прямолинейной (петербургского типа) планировки городов. Например, после пожара 1773 г., уничтожившего деревянный Красноярск, город стал восстанавливаться по новой схеме, основанной на четкости, симметрии, пропорциональности.

Страницы: 1 2

Похожие материалы:

Понятие аталычества
Аталычество – обычай обязательного воспитания детей вне родительской семьи, приводивший к установлению искусственного родства – был известен практически всем народам Северного Кавказа, но в «классической», наиболее яркой форме аталычество ...

Этнологический портрет Кавказа
Особенно наглядно указанные закономерности этноэволюции можно проиллюстрировать на примере Кавказского региона, арене жесточайшей борьбы народов за существование, борьбы, полной трагизма, которая не затухает и поныне. Можно ли говорить о ...

Воспитание мальчиков и девочек
Ненецкое традиционное общество было простроено на строжайшем разделении сфер «мужского» и «женского». Специальных обрядов посвящения мальчики не проходили. С трёх лет могли участвовать вместе с взрослыми мужчинами в жертвоприношении, Отцы ...