Путь к современным российско-китайским отношениям

Страница 1

Председатель КНР Цзян Цзэминь заявил о необходимости международного сотрудничества на рубеже тысячелетий: «Большие страны должны уважать малые страны, сильные должны поддерживать слабых, а богатые – помогать бедным.». В своем обращении он говорит о том, что Китай последовательно проводит независимую внешнюю политику и развивает дружественные отношения и сотрудничество со всеми странами на базе принципов мирного сосуществования. По его словам, китайский народ любит мир и никогда не будет стремиться к гегемонии. В речи прозвучало обращение ко всем народам мира: «Давайте работать рука об руку и поворачивать колесо истории в направлении светлого будущего». Эту историческую миссию на рубеже веков понимали и в России, и были согласны с Китаем, что мы должны идти в ногу с историей и осуществлять реформы так, как этого требуют принципы справедливого географического распределения, с тем чтобы дать возможность всем странам, особенно развивающимся, выражать свою волю.

Но такое понимание было не всегда, а складывалось на протяжении веков. Восприятие друг друга населением двух стран менялось в различные периоды истории. Поэтому для того чтобы понять и проследить эволюцию образа Китая в российском общественном сознании, нужно проанализировать представления об этой стране на протяжении столетий в различных исторических ситуациях. Кроме этого, такой анализ может помочь прояснить современные намерения и ожидания россиян по отношению к Китаю, и, тем самым, облегчить прогнозирование его будущих внешнеполитических шагов в Северо-Восточной Азии.

За последние три с половиной века соотношение сил между Россией и Китаем кардинально менялось лишь дважды. И эти геополитические сдвиги влияли на образ Китая и китайцев в России. Но они не просто отражались в изменении нашего отношения к китайскому народу, а каждая новая система взглядов всегда вбирала в себя предшествовавшие, они как будто накладывались друг на друга. Поэтому необходимо проследить, как менялся образ этой страны, начиная с давних для нас дней.

Со второй половины XVII до середины XIX в. оба государства были примерно одинаково сильны. Но поскольку Россия была крайне заинтересована в стабильности на слабо защищенных восточных границах, чтобы иметь свободу рук на западных, она пошла на заключение Нерчинского договора и придерживалась его положений. То есть, Россия остерегалась конфронтации с Китаем, исходя из того, что российские интересы на ДВ слишком не значительны, чтобы ради них идти на конфликт с мощной державой. Правительство полагало, что России следует не растрачивать силы на востоке, а продвигаться в западном направлении.

Во второй половине XIX в., вследствие упадка Китая, баланс сил изменился в пользу России. Тогда сторонники союза с Китаем увидели в нем противовес другим державам, претендовавшим на доминирование в дальневосточном регионе (Япония, Великобритания). Такая ситуация сохранялась вплоть до XX в. Даже при правлении Мао Цзэдуна, когда Китай стал единым и начал укрепляться, он уступал по мощи Советскому Союзу. Перелом наступил в 1980–1990-е гг. Ускоренное развитие Китая и распад СССР привели к тому, что на рубеже столетий восточный сосед впервые превзошел Россию по экономическим показателям и, возможно, по общему влиянию в мире.

Это была краткая характеристика этапов русско-китайских отношений, а что касается образа Китая в России, то начало его истории формирования можно отнести к XVIII в., когда императрица Екатерина II подчеркивала принадлежность России к цивилизованному европейскому миру, движущемуся по пути прогресса. На это оказывали влияние геополитические концепции европейских просветителей, для которых было характерно противопоставление прогрессивной Европы застойному Востоку. Соответственно, Китай рассматривался как символ отсталости. В XIX в. широкое распространение получила концепция особого пути России. Впервые в российской общественной мысли образ Китая стал играть определенную роль в спорах между сторонниками и противниками прозападной ориентации. К концу XIX в. Китай стал для России политической проблемой номер один, т. к. появилась угроза массовой китайской миграции на российском ДВ. Страх перед «желтой опасностью» испытывали как жители самого ДВ, который лишь в 1860 г. окончательно отошел к России, так и российское правительство, пытавшееся стимулировать заселение русскими «восточных территорий».

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие материалы:

Обработка бересты
Весной и в начале лета бересту срезали ножами с деревьев. Очищали от верхней кожицы и выпаривали, свернутую в трубку, в котле с водой, смешанной с золой, заполняя промежутки мхом. Котел держали на небольшом огне до 3 дней, затем полосы бе ...

Социализация носителей этнокультуры
Познание роли и места этничности в современном обществе несет и глубоко личностный смысл. Каждый человек в течение своей жизни неоднократно пытается ответить на простой вопрос: "Кто я?" Смысл этого вопроса и скрывается в невозмо ...

Этно-иноверцы в Имамате Шамиля
Одним из важных и недостаточно еще изученных вопросов в истории Имамата XIX в. является вопрос, который мы условно обозначили как «проблема волонтерства» (ПВ). В данном случае это понятие (ПВ) подразумевает всестороннее рассмотрение причи ...