Отношения между родителями и детьми в хакасской семье
Отношения между родителями и детьми, как имущественные, также личные отношения, пронизаны патриархальными порядками. Семейные отношения хакасов строятся по принципу полного подчинения младших старшему. Дети (палалар) полностью зависят от родителей. Согласно § 16 Проекта Степных законов: «Власть родителей к лицу всех детей прекращается единственно со смертию их».
Родительская власть не прекращается, но ограничивается: 1) совершеннолетием детей; 2) вступлением в брак; 3) выделом или предоставлением свободы «снискать себе пропитание по собственному усмотрению" [Степной закон. Обычное право казахов, киргизов и туркмен, 2000. С. 100 - 101].
Родители имеют большое влияние на детей. Дети обязаны повиноваться и уважать родителей до конца дней своих — таково требование обычного права. И это правило неукоснительно соблюдается в быту.
Народом в продолжение своей долгой истории выработаны сложные, подчас тончайшие правила, регулирующие взаимоотношения "отцов и детей" и основанные на принципе, который знали еще носители древневосточных цивилизаций: "Горе и боль народу, у которого младшие перестают почитать старших".
Родительская власть, как право, заключается в том, что отец и мать могут требовать от детей повиновения, а также наставлять их, руководить ими, пользоваться их трудами и взыскивать за всякое ослушание.
"Права детей состоят: а) в получении от родителей воспитания и содержания до совершенного возраста, то есть до 18 лет: б) в получении после родителей наследства" – гласит § 13 проекта свода стенных законов [Степной закон. Обычное право казахов, киргизов и туркмен, 2000. С. 103].
Так, незамужние дочери имели право на получение определенной доли имущества – приданого. Кроме того, они имели право пользоваться общесемейным имуществом. Несмотря на то, что незамужние дочери пользовались внутри семьи определенными правами и обязанностями, вне ее пределов их интересы также представлял глава семьи.
Также обычным правом хакасов было предусмотрено, что каждый неженатый мужчина в семье имел право на определенную долю семейного имущества для уплаты калыма в случае вступления в брак.
Отцу по отношению к личности сына, предоставляется право наказывать его телесно, а взрослых — прогнать от себя. В архиве имеется документ, содержащий жалобу Захара Степановича Колмакова на своего сына Павла: "Сын мой Павел совершенно развратился; ничего не делает, пьет, не работает, не живет дома, но и нигде податей не платит, вследствие чего я удалил его от дома" и пишет далее, что сын его Павел украл у него лошадь и просит Абаканскую инородческую управу "предать его законной ответственности". Далее в этом же своде встречается очередное прошение Колмакова от 24 февраля 1901 г., в котором содержится следующее: "Я нижеподписавшийся инородец Тубинского рода Захар Степанович Колмаков дан прошение об оскорблении меня сыном Павлом, сын мой Павел был уже наказан, за оскорбление меня; по инородческим обычаям" [Потапов Л.П., 1952. С. 74 - 75].
По обычному праву хакасов за оскорбление родителей полагается телесное наказание и посрамление перед народом. В проекте свода степных законов по этому поводу в § 67 говорится следующее: «Непочтительных совершеннолетних детей пожилых родителей предоставляется наказывать при них же розгами родоначальникам; или ежели неповиновения в такой степени, что сего наказания им мало, или оно не служит уже к исправлению, от отсылать в губернский город в рабочий дом с назначением времени сколько виновному находиться в нем» [Степной закон. Обычное право казахов, киргизов и туркмен, 2000. С. 108].
Похожие материалы:
Ремесла Древней Руси
Города средневековой Европы заметно отличались от древнерусских. Первые, как правило, не имели сельскохозяйственной агломерации, являясь местами жизнедеятельности бюргеров. Феодалы имели собственные поместья-замки; в городах их возможност ...
Происхождение северо-самодийских народностей
Проблема происхождения, формирования и этнического развития северо-самодийских народностей длительное время решалась почти исключительно на лингвистических данных. Поскольку они не были подкреплены материалами других наук, то не редко тра ...
Традиционное варьирование в малых лирических жанрах - «чин», «душенька»
«Чин» или «душенька» – это короткие в два или четыре ряда, шуточные песни типа частушек – лирического, развлекательного и сатирического содержания.
Частушка - это один из распространенных жанров песенного фольклора греков Приазовья. Ни о ...