Образование народов Дальнего Востока

Страница 2

Третье направление связано с выявлением и решением этнических проблем в системе подготовки профессиональных кадров из представителей коренных народов Дальнего Востока. В данном аспекте отечественные исследователи рассматривают следующие вопросы:

§ степень влияния географических и геологических факторов на перспективы образования студентов — представителей аборигенного населения региона;

§ уровень физиологического развития студентов из числа коренных народов Дальнего Востока;

§ состояние и перспективы развития высшего педагогического образования автохтонного населения региона;

§ система подготовки научных работников и технической интеллигенции из представителей коренных народов Дальнего Востока;

§ ориентация профессиональной подготовки аборигенных жителей региона на их традиционные отрасли хозяйства.

Широкий спектр исследовательских интересов в данном случае обусловлен современной культурно-образовательной ситуацией в северных регионах России, которая характеризуется угрозой утраты мастерства в традиционных видах деятельности, неиспользованием родного языка, существенной нехваткой учителей-предметников в национальных школах, практическим отсутствием национальной технической интеллигенции.

Актуализация в конце XX столетия проблемы адаптации этносов к новым требованиям цивилизационного развития, утверждение концепции национального образования в целом отразились в ряде отечественных исследований, направленных на разработку модели национальной школы в условиях полиэтничности России. Обозначенный аспект очень важен для определения перспективы образования коренных народов Дальнего Востока, что обусловливает включение этих работ в проводимый нами историографический анализ.

Особый интерес среди них вызывают публикации директора Научно-исследовательского института национально-региональных проблем образования М. Н. Кузьмина. В своих исследованиях он выявляет две тенденции, которые выкристаллизировались в процессе поиска новой парадигмы национальной школы. Первая из них, по мнению М. Н. Кузьмина, — «компонентная», основным содержанием которой является отражение в образовании общегосударственного и национально-местного при помощи «не очень обширного… и относительно автономного содержательного блока, в который наряду с родным языком и литературой должны входить знания этнокультурного и этноисторического характера.

Вторую модель национальной школы, предпочтение которой отдает сам автор, а также ряд отечественных ученых, по его мнению, можно назвать «органической». Данная концепция определяет национальное образование «как целостность, диалектически возводящую ребенка — носителя родной культуры, к культуре российской и мировой». В связи с этим «органическая модель» национальной школы основывается на ряде принципов, среди которых приоритетными, по мнению ученого, являются: трансляция национальных культур и формирование национального самосознания, открытость в другие культуры и особенно в культуру народов-соседей, обеспечение международного стандарта образования.

«Этнопедагогической» можно назвать концепцию национального образования, которую предлагает действительный член Российской академии образования Г. Волков. В своей статье «Вечность воспитания» ученый доказывает необходимость «этнопедагогизации» всей системы учебно-воспитательной работы в национальных школах малочисленных народов, в том числе элитарных, профильных и профессионально-ориентированных. По мнению исследователя, содержание, формы и методы образования в таких учебных заведениях должны максимально приближаться к традиционным видам жизнедеятельности этносов. Обоснование концепции ученого кристаллизуется в его тезисе: «Нужно припасть к своим корням, эти корни — опора и надежда наша, а может быть, и спасение».

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие материалы:

Нурлан Коянбаев, фронтмен сборной команды КВН Astana.kz
Интервью. - Привет, Нурлан! Расскажи, пожалуйста, о первых впечатлениях после игры. Вы довольны результатом? - 1/4 финала - это исторический момент для нас. Команда никогда не переступала этот барьер. Конечно, игра изначально давила пси ...

Установление советской власти
После февральской революции 1917 года местная партийная организация вышла из подполья. Наиболее активными руководителями большевиков в то время были И. Д. Пастухов, В. А. Шумайлов, В. Л. Сергеев, В. А. Матвеев и другие. Парторганизация в ...

Разделение инородцев на группы
По «Уставу» «все обитающие в Сибири инородные племена» разделя­лись на три разряда: оседлых, кочевых и бродячих. В первый разряд вклю­чались «живущие в городах и селениях», во второй «кочующие земледель­цы» (буряты, качинцы), «южные ското ...