Образование народов Дальнего Востока

Страница 5

Расходится с позицией ряда исследователей точка зрения М. Н. Борисова и на причину разрушения языковой культуры малочисленных этносов Севера. По мнению ученого, ее следует искать не в школах-интернатах, а в национальной политике советского государства, направленной с конца 1930-х годов на русификацию народов СССР. Автор констатирует, что последовавшее за этим преобразование национальных алфавитов на основе русских букв привело к свертыванию письменности коренных народов Севера, а также уменьшению печатной продукции на их языках. Поэтому М. Н. Борисов считает, что «в ближайшей перспективе, а может, и в дальнейшей, интернатская система образования должна остаться, необходимо лишь изменить характер работы интернатов». В связи с этим, в монографии приводится комплекс мер, направленных на модернизацию интернатов. Среди них предлагаются приведение к мононациональности контингента учащихся в рамках одной школы, глубокая индивидуализация процесса образования с учетом быта и образа жизни родного ученику народа, приобретение начального образования детьми не в интернате, а дома, среди родителей, получая консультации у приезжих педагогов.

Позицию М. Н. Борисова в отношении перспективы развития школ-интернатов полностью разделяет А. Е. Афанасьев. В своем диссертационном исследовании он также указывает на необходимость подобной реорганизации, в ходе которой интернат должен стать школой, адекватной по типу и структуре специфическим условиям Крайнего Север, школой, приближенной к семье и традиционным занятиям коренных народов, обеспечивающей «целостное формирование личности в атмосфере родной стихии».

Тем не менее, в конце XX в. приоритетной позицией российских ученых является отказ от интернатской системы образования, возрождение малокомплектных и кочевых школ, а также поиск новых форм обучения без отрыва от семейного воспитания.

Комплексный подход к изучению национального образования на Севере России обусловил выявление и анализ в системе просвещения коренных народов Дальнего Востока, являющихся составной частью малочисленных этносов Севера, экономических аспектов. Ряд отечественных ученых в своих исследованиях обращает внимание на зависимость состояния и перспектив образования указанной группы населения России от общегосударственной и региональной экономики. В частности, в монографии М. Н. Борисова «Малочисленные этносы Севера: вчера, сегодня, завтра» отмечается, что причина нехватки учебников на родных языках аборигенного населения Севера кроется в механизме современных рыночных отношений, которые «пока… ставят преграды возрождению малочисленных этносов». По мнению ученого, в силу того, что расходы на печатную продукцию для этой группы населения России шли и идут из государственного бюджета, «экономически очень затратно печатать буквари, книги… которые читают только несколько сот человек»[86]. Выход из такой ситуации М. Н. Борисов видит в активном и, главное, полноправном участии малочисленных этносов Севера в рыночных отношениях. По мнению ученого, это позволит им получать плату за использование природных богатств земли от государственных и хозяйственных структур и продавать результаты своего труда по рыночным ценам.

В целом из числа предложенных отечественными учеными мер по совершенствованию и развитию национального образования в Дальневосточном регионе доминирующими являются необходимость снижения роли интернатов в системе школьного образования коренного населения при одновременном совершенствовании руководства ими, поиск альтернативных форм национально-профильного обучения аборигенных жителей, обеспечивающих связь с семьей; укрепление взаимосвязи обучения с опытом народной педагогики; гуманизация воспитания молодого поколения коренных жителей посредством изучения всех жанров национального искусства; воспитание в школьниках национального достоинства и национального самосознания; глубокая индивидуализация обучения с учетом быта и образа жизни родного ученикам народа; повышение роли преподавания на родных языках; создание национальной письменности, учебно-методической литературы; участие коренного населения в формировании института национальной школы; подготовка адекватных национальным школам педагогических кадров; ориентация профессиональной подготовки аборигенных жителей на конкретные потребности региона по развитию промысловых отраслей.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Похожие материалы:

Теоретический аспект исследования
Для того чтобы выявить закономерности определенных сегментов мировоззрения народа - в данном случае пространственно-временной континуум – нужно очертить теоретические рамки исследования. В первую очередь нужно наполнить смыслом понятие « ...

Социоэкономические, сословные и этнографические аспекты изучения
Гатчина является крупным промышленным центром. В городе расположено несколько крупных предприятий. Значительную роль в экономике города играютстроительство и сфера услуг. Активно развивается малый бизнес, на долю которого приходится почти ...

Рождество Богородицы (Богородичин день, Вторая Пречистая Спожка, Аспосов день, Пасиков День, Осенины, Луков день, Поднесьев день)
Народное название великого двунадесятого Богородичного праздника православной церкви – Рождество Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии, который отмечается 21 сентября. Установлен в память рождения Пресвятой девы Марии. Сведения о праздн ...