Культура водопользования народов Крыма

Страница 5

Не забыта и целебная сила воды Козмодамиановского источника – на её основе в Алуште выпускается лечебная минеральная вода «Савлух-су». Вода имеет гидрокарбонатный состав с катионами Ca (40–85 мг/дм3), Mg (< 25 мг/дм3), (Na+К) (< 25 мг/дм3) и минерализацией 0,2–0,4 г/дм3. В состав воды источника Савлух-Су входят и некоторые специфические компоненты: повышенное содержание органического вещества (5–15 мг/дм3) и ионы серебра (0,00015–0,00035 мг/дм3), которые дезинфицируют воду, с чем и связаны её лечебные свойства. Природного серебра в Крыму нет, а наличие его ионов в воде Козмодамиановского источника связано, скорее всего, с деятельностью монахов. Дело в том, что монахи давно заметили очищающую силу серебра и для этого клали в источник какое-либо серебряное изделие (монетки, ложку, слиток и т.д.) или каптировали выход источника прямо в серебряную трубку. После этого вода ионизировалась серебром и могла способствовать излечению некоторых болезней. Наверняка в Савлух-Су тоже лежит какое-то изделие из этого очищающего металла.

Другой монастырь, возникший на основе целительного источника, расположен в красивейшем горном урочище Кизилташ, недалеко от Судака. В урочище находятся две пещеры, в одной из которых, под названием «Целебный источник» и бьет чудотворный родник. Народная молва почти ежегодно приводила свидетельства об исцелении водой из чудодейственного источника, которая наиболее часто вылечивала болезни глаз, глухоту, боль в конечностях и нервные недуги.

Не меньшее количество чудесных исцелений связано и с водой другого источника – Св. Параскевы, расположенного у с. Тополевка. Он издревле почитался местным христианско-мусульманским населением как целебный. Ежегодно 26 июля, в день Св. Параскевы, направлялись сюда повозки с больными греками, русскими, татарами, болгарами и армянами, которые погружаясь в купальню источника, верили, что избавляются здесь от всех своих болезней. Весь день 26 июля у источника шла божественная литургия, после которой при монастыре проходили национальные игры и забавы болгар, проживающих в окрестных деревнях.

После установления в Крыму советской власти монастыри были ликвидированы, а какое-либо поклонение чудодейственным источникам запрещено. За годы советской власти крымская земля потеряла не одну сотню родников: каптажи с христианской и мусульманской символикой разрушались, вековые традиции религиозного почитания горных источников яростно уничтожались, названия родников и связанные с ними предания стирались из людской памяти. Крымская культура водопользования начала постепенно приходить в упадок.

Не менее плачевным остается состояние крымских фонтанов в настоящее время. Те из них, которые чудом уцелели, с каждым годом неумолимо исчезают: под действием времени и человека разрушаются каптажи, забиваются мусором и заиливаются водотоки, стираются надписи-тарихи, забываются названия и местоположения источников. Крымские фонтаны пережили несколько войн, революцию, разруху. Их не уничтожили ни снаряды, ни пули, ни захватчики-иноземцы. Они пострадали в мирное время от обыкновенного человеческого равнодушия, от незаинтересованности в судьбе памятников своей истории.

Для более рационального использования источников воды на полуострове необходимо всестороннее изучение крымских гидросооружений и связанной с ними культуры рационального использования «малой воды» – родниковой и колодезной влаги. Изучение это должно быть комплексным и проводится с привлечением специалистов различного профиля (географов, археологов, этнографов, архитекторов, биологов).

Основными задачами изучения древних гидросооружений Крыма должны являться:

1. Изучение крымской культуры водопользования и истории возникновения гидросооружений в Крыму. (Для каждой этнической общности, проживающей на территории Крымского полуострова характерны свои обычаи и традиции рационального использования водных ресурсов и сооружения гидротехнических приспособлений для сбора и транспортировки питьевой воды. Уже на данном временном отрезке исследований отчетливо выделяются несколько крупных этапов культуры водопользования, связанных с господством того или иного культурно-исторического типа – античный этап (источники водоснабжения раннесредневековых городов-полисов), средневековый этап (преимущественно источники водоснабжения небольших населенных пунктов и многочисленные придорожные фонтаны; этот этап связан в большей степени с греческим и татарским народами), ново-временной этап (после присоединения Крыма к Российской империи, внедрение новых традиций в крымскую культуру водопользования), современный этап (начался после установления Советской власти, наблюдается уничтожение культуры водопользования).

2. Изучение методики и особенностей строительства гидросооружений в Крыму. (Эта задача может быть достигнута только при участии специалистов в области исторической строительной архитектуры).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие материалы:

Особенности рельефа Среднего Урала
Геологические процессы и оледенение Земли определили современный рельеф Среднего Урала. Западную часть его занимают невысокие Уральские горы и Зауральская возвышенность, восточная представлена равниной, являющейся частью огромной Западно- ...

«Гатчина: императорская резиденция на рубеже XIX-XX веков»
Сергей Явушкин научный сотрудник Гатчинского дворца-музея написал данную статью: С петровских времен Гатчиной владели попеременно императорская семья и приближенные Двора, пока после смерти Григория Орлова она не была подарена Екатериной ...

Эволюционный метод
Одним из первых методов этнографических исследований следует считать эволюционный метод. Он успешно применялся на заре этнографии английской этнографической школой Э. Тайлора, а в первой половине XX в. — Л. Леви-Брюлем при анализе связи ку ...