Культура водопользования народов Крыма

Страница 4

На крымской земле всегда существовало трепетное отношение к источникам воды. Переняли эту традицию и русские поселенцы. Практически каждый источник в русском селе был оформлен в виде православной часовенки, имел своего покровителя-святого и служил объектом поклонения. До сих пор эта традиция жива среди православных крымчан.

Так, например, вблизи села Оборонное есть источник святого Иоанна Постного. По старому преданию источник возник здесь несколько сотен лет назад в День Усекновения главы Иоанна Предтечи – 11 сентября. В 1848 году над источником была построена церковь св. Иоанна Предтечи с прекрасной фреской. Интересно, что в церковном бассейне источника, куда поступала святая вода, жила большая старая лягушка. Лягушка всплывала на поверхность бассейна при входе в храм каждого посетителя. К лягушке местное население относилось как к хранительнице святого источника. После революции церковь использовалась как загон для скота, постепенно разрушалась, а во время войны в храм попал вражеский снаряд. Ближе к нашему времени каптаж источника был восстановлен, недавно вырыта купель, а святая вода опять лечит людей Об этом можно услышать множество свидетельств из уст местных богомолиц. В прошлом году, 11 сентября здесь было людно: благочинный города Севастополя отец Владимир провел на источнике богослужение и прочитал проповедь, освятив воду:

Источник св. Иоанна Постного довольно хорошо известен. Гораздо же больше в Крыму родников-фонтанов, почитаемых в прошлом русским населением, но за период Советской власти позабытых и разрушенных. Некоторые из них уничтожаются и теперь. Вот пример: год назад в селе Барабаново на каптаже старого фонтана, сооруженного в первые годы возникновения села, под покровом ночи местными подростками был сбит православных крест. Так и стоит древний (ему более 200 лет) фонтан с разбитым «лицом». И никому нет дела. В соседнем селе Петрово на фонтане еще остался крест, но кто даст гарантию, что надолго?

Источники Крыма стали служить русскому населению не только в хозяйственной, но и в духовной сфере. Многие новые обитатели крымской земли вскоре стали посещать некоторые из горных источников, слава о целебной воде которых ходила среди местных жителей – оставшихся греков и татар. В 50-х годах XIX века несколько таких почитаемых крымским народом источников были признаны святыми и возле них возникли православные христианские монастыри – Козмодамиановский, Кизилташский и Топловский монастырь.

Одним из самых почитаемых в Крыму был монастырь Св. Козьмы и Дамиана, расположенный в верховьях р. Альмы. Монастырь был построен в 1857 году при источнике Козьмы и Дамиана, вода которого почиталась у местного населения исцеляющей от всех болезней. По поводу названия источника и особого к нему отношения точных исторических данных нет, но среди крымчан бытует несколько связанных с ним преданий. Одно из них говорит, что некогда в Крыму практиковал греческий врач, имевший двух учеников – братьев-близнецов Козьму и Дамиана. Со временем талантливые ученики превзошли в умении врачевать своего учителя, и тот из ревности убил обоих. Но вскоре убийца раскаялся и просил Бога, чтобы на месте гибели его учеников возникли родники, вода которых лечила бы вместо убитых братьев. После долгих молитв на месте убийства забили два ключа с «чудесной» водой.

Очень быстро слава о целительной воде источника разнеслась по Крыму и ежегодно 1 июля направлялась к источнику длинная вереница воловьих подвод со всех концов полуострова. Сюда целыми семьями ехали и шли сотни паломников, причем не только христиане, но и мусульмане-татары. Они считали, что здесь похоронен святой «правоверный» – азис, из могилы которого и вытекает источник. Святого они называли Саглысу азизи (Азис святой воды) и верили, что лучше всего вода вылечивает от дурного сглаза и меланхолии.

«В углублении оврага блестят два небольших, чистых, как хрусталь, источника, – вспоминает о своем пребывании в монастыре В.Х. Кондараки, – вливающихся в устроенный бассейн, укрытый досками сверху и по сторонам – это и есть источники Св. Козьмы и Даминиана, из которых пилигримы черпают и с благоговением пьют воду, а в бассейне купаются немощные и больные. Больные после ванны считают непременным долгом привесить к стенам бассейна, по обычаю татар, клочки от одежды своей, в том убеждении, что вместе с ними останутся здесь и угнетающие их недуги. Все это время происходит богослужение, приличное кануну празднования церкви в память этих угодников Божьих».

В настоящее время Козмодамиановский монастырь, находящийся на территории Крымского природного заповедника, является одним из самых почитаемых в Крыму: сюда, во все ещё дикую местность, направляются богомольцы и вездесущие туристы со всех концов таврической земли.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие материалы:

Автостереотипы и гетеростереотипы немцев
Первичная негативная оценка «стереотипа» как социального явления, якобы мешающего установлению хороших отношений между людьми, постепенно менялась к более нейтральному контексту и в современных социально-когнитивных исследованиях стереоти ...

Флаг и герб Северной Ирландии
Флаг Северной Ирландии в настоящее время официально представлен флагом Великобритании. С 1953 по 1972 года правительством и правительственными организациями Северной Ирландии использовался специальный флаг, известный как «Знамя Ольстера». ...

Культурная жизнь енисейской провинции во второй половине XIX- начале XX века
В это время признаки оживления общественно-культурной жизни Красноярска особенно рельефно проявились в сфере образования. Либеральные реформы 1860-х гг. дали ощутимый толчок для приобщения к образованию широких демократических слоев насел ...